Необходимо вновь подчеркнуть, что, давая примеры маршевой музыки, педагоги должны стремиться к тому, чтобы дети не только почувствовали характер, но и осознали особенности каждого из маршей. Например, можно предложить для слушания «Турецкий марш» из увертюры «Афинские развалины» Л. Ван Бетховена, «Военный марш» Ф. Шуберта, «Солдатский марш» Р. Шумана, «Марш» из оперы «Аида» Дж> Верди, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева. Важно, чтобы дети поняли, что хотя все перечисленные марши отличаются по своему настроению и связаны с разными жанрами музыкального искусства (увертюра, опера, балет), все они в одинаковой степени передают четкую ритмическую пульсацию и размеренное движение шага. Предлагая маршевую музыку дошкольникам для углубления ее восприятия, необходимо связать ее с движением. Дети должны уметь шагать под музыку марша, вслушиваясь в рисунок мелодии, ритма и передавая характер произведения. На занятиях в детском саду ритм марша можно показать также хлопками или притопами.
Рассмотрим следующий критерий доступности музыки для восприятия дошкольниками, который основывается на использовании программно- изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т. д.). Программно-изобразительная музыка «рисует» конкретные образы, которые особенно близки к реальной жизни, окружающей детей. В связи с этим такой вид музыки очень привлекателен для детей и доступен для восприятия. Дошкольникам понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди «Времена года», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Подснежник» (апрель), «Белые ночи» (май), «Баркарола» (июнь), «Осенняя песня» (октябрь) из фортепианного цикла п. И. Чайковского «Времени года», «Океан-море синее» – вступление к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и т. д.).
Прекрасно воспринимают детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей («В пещере горного Короля» и «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Султане» Н. А. Римского-Корсакова, «Гном» и «Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Кикимора» А. К. Лядова и т. д.).
Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Султане», «Песня жаворонка» (март) из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года» и т.д.). Важно, чтобы дети, слушая программную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный опыт дошкольников – способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении. Для восприятия детям доступна музыка, выражающая настроение, например, веселое («Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Полька» М. И. Глинки), грустное («Первая утрата» Р. Шумана, «Жалоба» А. Т. Гречанинова), торжественное («Свадебный марш» Ф. Мендельсона, «Песня о Родине» И. О. Дунаевского).
Доступность музыкального репертуара непосредственно связана с возрастными особенностями детей и объемом их слухового внимания. В старшем дошкольном возрасте в репертуар для слушания музыки можно включать яркие произведения классической музыки – фрагменты из опер и балетов, известные фортепианные и симфонические произведения. При должной подготовке детей могут быть рекомендованы и фрагменты из произведений классической музыки крупных форм. Время звучания музыки – от одной до трех минут. При повторном слушании можно увеличить продолжительность звучания музыкальных произведений. При этом надо ориентироваться на желание детей, их заинтересованность, соблюдать чувство меры. Детей этой возрастной категории надо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов – представителями разных видов оркестров (симфонического, духового, оркестра народных инструментов). Важно также обращать внимание детей на выразительные возможности каждого музыкального инструмента.
Другое по теме:
Возрастная динамика самореализации
Самореализация личности — явление общесистемного порядка и для ее объяснения совершенно недостаточно вскрыть соответствующую систему разноуровневых детерминаторов, показывая среди прочих и уровень ригидности в качестве одного изних. Как явление общесистемного порядка, т.е. входщее в число условий, ...
Общие подходы к коррекции нарушений письма у младших школьников
Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мухина. По мнению С.С. Мухина психопатологической основой алексии (дислексии) и аграфии (дисграфии) является нарушение структурообразования. Автор считает, что в подавляющем большинстве случаев ...
Возрастные особенности
"Я-концепции"
К концу подросткового возраста формируется устойчивая система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного "Я"). При этом она может и не совпадать с реальным "Я". В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, что он из себя представляет, то есть построить сво ...