На современном этапе определены основные требования к подготовке учащихся в общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технологического прогресса.
Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности (руководитель Б.А. Федоришин, Киев); диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Москва); (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва); теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А. Климов, Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Киров; Н.К. Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М. Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш. Шадиев, Ташкент; П.А. Шавир, Тюмень; Н.Н. Чистяков, Кемерово); формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П. Шевченко, Луганск). Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов – профориентаторов.
О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии.
Так какие особенности профориентационной работы со старшеклассниками способствуют формированию целей профессионального самоопределения, самопознания и т.д.? Это мы и постараемся исследовать в данной работе.
Объект: профориентационная работа со старшеклассниками
Предмет: особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов.
Цель: определить отличительные особенности работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов по их профессиональной ориентации.
Гипотеза: исследование основных направлений деятельности по профессиональной ориентации старшеклассников помогут выявить особенности этой деятельности.
Задачи: 1. Исследовать понятие профориентации и сложности профессионального самоопределения.
2. Рассмотреть модель системы профориентационной работы в школе.
3. Исследовать различные направления в общеобразовательных учреждениях профориентационную деятельность со старшеклассниками.
4. Определить значимость навыков самоопределения, самопознания и самооценивание собственных способностей.
5. Исследовать психологическое сопровождение в профориентационной деятельности со старшеклассниками.
Другое по теме:
Значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с
детьми с ЗПР
Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциона ...
Образовательная задача. Определение, сущность, цели
Безусловно, каждый детско-взрослый проект является обучающим. Вполне понятно, что протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися. Данную особенность обучения некоторые ученые считают определяющей для раскрытия его сущности. Тем не менее, нельзя сказ ...
Психодиагностика школьной зрелости
Определение психических возможностей ребенка помогает учителю и психологу решать ряд задач, связанных с началом обучения в школе. Во-первых, это задача определения наиболее благоприятного срока поступления ребенка в школу. Во-вторых, это задача проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, о ...