Новая педагогика » Особенности коррекционно-логопедической работы над голосом у детей с ринолалией » Логопедическое обследование детей с ринолалией

Логопедическое обследование детей с ринолалией

Страница 1

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевого нарушения, его глубину, степень, проанализировать, какие компоненты речевой системы страдают. Нарушения речи касаются различных ее сторон: фонетики, лексики, грамматики; нарушения системы, обеспечивающие речевую функцию: дыхательная система, голосообразование, артикуляционный аппарат и т.д. Это значит, что обследование должно быть, с одной стороны, разносторонним, а с другой – индивидуальным в каждом конкретном случае в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения.

Надо отметить, что использование при обследовании какого-либо одного метода или приема еще не дает возможности судить о характере нарушения. Лишь использование и сопоставление результатов исследования, полученных на основе применения комплекса приемов, направленных на выявление состояния тех или иных компонентов речи, позволяет судить о дефекте и его глубине.

Обследование детей с врожденными расщелинами губы и нёба проводится только в форме индивидуального обследования. Это углубленное, часто многократное исследование в условиях логопедического кабинета школы. В процессе обследования данной категории детей используются следующие приемы: изучение документации (характеристика из детского сада, школы); изучение анамнестических данных (по истории развития ребенка, путем беседы с родителями); изучение заключений врачей-специалистов разных профилей; исследование самого ребенка в процессе игровой, учебной и других видов деятельности; исследование ребенка с помощью объективных методов исследования. Обследование детей с нёбной патологией осуществляется по специальной схеме (Приложение 2).

Вначале логопед изучает его медицинскую карту, проводит беседу с родителями для сбора анамнестических данных; особенностей протекания пренатального, натального, постнатального периодов; узнает количество и сроки операций; как происходило кормление, часто ли болели уши, сформированы ли навыки самообслуживания; занимался ли с ребенком логопед, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика; заключения специалистов.

После того как логопед собрал все необходимые данные, он приступает к обследованию. Схема обследования детей с ринолалией включает.

1) Обследование дыхания включает:

– тип физиологического дыхания (верхне-ключичное, ключично-грудное, диафрагмально-реберное);

– частота дыхания (учащенное, норма);

– ритмичность дыхания (аритмичное, норма);

– носовое дыхание (норма, затруднено, отсутствует);

– ротовой выдох (сформирован/не сформирован);

– направленная воздушная струя (сформирована/не сформирована);

– речевое дыхание (выдох при фонации): носовое, ротовое, смешанное;

– глубина, длительность и направленность речевого выдоха (ротового выдоха при фонации).

2) Обследование качеств голоса включает:

– сила голоса (чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся)

– высота голоса (умение изменять голос по высоте, возможность голосовых модуляций): модулированный, не модулированный;

– тембр голоса (степень назализации – гиперназализация, сильная, умеренная, отсутствует; яркость, звонкость, глухость голоса, наличие осиплости или охриплости голоса, напряженности фонации).

3) Особенности голосовой функции выявляются в ходе обследования и беседы с детьми. Основной целью обследования состояния звукопроизношения является оценка сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребенка. Обследование начинается с проверки изолированного произнесения звуков, затем предлагают произнести слова и фразы, содержащие определенные звуки, отраженно за логопедом. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры. В последнюю очередь проверяется произнесение звуков в спонтанной речи. Исследование наиболее целесообразно осуществлять в игровой форме.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Психолого-педагогическая и физиологическая характеристика младших школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья
В отечественной и зарубежной возрастной психологии существует множество классификаций относительно основных периодов детства. В основу периодизаций положены различные критерии и, следовательно, границы возрастных периодов значительно варьируются. Однако, в отечественной науке принято выделять следу ...

Развитие творческих способностей через обучение решению текстовых задач
Большие возможности для воспитания мировоззрения представляют текстовые задачи. Не останавливаясь на неоднократно отмечавшемся значении таких задач, как простейшей, но достаточно четкой модели применения математики к изучению действительности, в которой содержится три характерных момента: перевод р ...

Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 г. Биробиджана в 3 «Б» и 3 «В» классе. В эксперименте принимали участие 48 учащихся, из них в экспериментальном классе 25 человек, в контрольном классе 23 человека. Задачи эмпирического исследования: - провести диагностику уровня формир ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru