Затем переходят к «мычанию» – протяжному произнесению [м] с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного. Выбор фонемы [м] как исходной определяется её физиологической основой, удобной для правильной фонации. Затем переходят к произнесению слогов: ма, мо, му… 6 – 8 раз в день (после короткого трёхкратного произнесения [м]).
Согласный протягивают, гласный поют коротко.
Затем также работают над [л], с попарным произнесением слогов.
Потом аналогично работают над [н], [й], [р], [в], [з], [ж].
Далее осуществляется переход к речевым упражнениям. И.И. Ермакова рекомендует работать в последовательности:
1) произнесение сочетаний из 2-х слов и спряжений глаголов:
Вон Валя, вон мама, вон яма.
Я мыл(а) Милу. Я нарезал(а) лимон. Я съел(а) сметану.
2) распространение фразы, вводимое постепенно:
Я поливал(а). Я поливал(а) лилии. Я поливал(а) лилии из лейки.
3) ввод навыков в спонтанную речь. Вначале осуществляется подготовка на материале скороговорок и стихов с опорой на сонорные звуки. Фразы в них должны быть короткими, включающими только правильно произносимые фонемы:
На мели мы налима ловили.
На крыше у Шуры жил журавль Жура.
III и IV этапы. Для увеличения силы и диапазона голоса применяются вокальные упражнения:
1) распевание терций или трезвучий на гласных звуках, тише – громче;
2) мычание;
3) пение коротких музыкальных фраз и песенок, которые должны быть: простыми, легко запоминающимися, иметь легкий ритмический рисунок и не выходить за пределы диапазона. Сначала лучше петь только мелодию песни на гласных звуках (вместе с логопедом), а потом уже петь со словами (сначала медленно). Пение продолжается не более 15 минут в течение занятия, по 3 – 5 минут за один приём.
Для заключительных вокальных упражнений IV этапа подбирают песни, во фразах которых тоны располагаются по звукоряду (т.е. интервалы не превышают 1-го тона). Это способствует более длительному удержанию нёбной занавески в смыкании.
Упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне. Отметим, что такой вид тренировок является наиболее сложным, доступным лишь при хорошо подвижном нёбе.
В доступной наглядно-ситуативной форме – через подражание – детям дается понятие о голосоведении, «…все, что сказано с приливом жизненной энергии, с удивлением, восторгом, гневом, ужасом и т.д., – все это пойдет вверх (высоко, звонко, громко). Все, что связано с упадком энергии, с апатией, с разочарованием (больно, грустно), – все это по звуковой лестнице пойдет вниз…».
Звук [а] при постановке гласных идет первым, поэтому все понятия в изображении голосом даются с опорой на него.
С целью тренировки (закрепления) голосового многообразного звучания используются следующие задания:
а) Звук [а] на качелях. Дети приседают, раскачиваются, произнося звук [а] (звук «взлетает» и «падает» в одном диапазоне – вдох! – выдох! – [а]).
б) Звук [а] раскачивается на ветке (слияние двух звуков [а] – [а] на одном выдохе).
Руки-ветки подняты вверх, под действием ветра наклоняются вправо – влево.
в) Звук [а] поднимается по лесенке. Звук произносится радостно, громко, покоряется каждая ступенька (вариант твердой атаки).
Звук [а] взбирается на вершину горы.
На горе тропа, по тропе идет [а]; звук произносится протяжно, с постепенным наращиванием подъема (!). Заканчиваем победно, радостно! (Как кричим «Ура!».)
Таким образом, видно, что этапы работы над голосом при ринолалии тесно связаны между собой и плавно перетекают друг в друга, постепенно расширяя своё содержание и усложняя его. Вся работа основывается на активизации мягкого нёба, а результаты, в свою очередь, напрямую зависят от его подвижности.
Таким образом, в первой части работы, проведя теоретический анализ научно-педагогической литературы мы рассматрели одну из причин речевых патологий у детей, а именно ринолалию.
Другое по теме:
Применение игр в формировании грамматического навыка
Эффективным приемом работы в становлении грамматического навыка являются игры, которые одновременно способствуют развитию речевой деятельности обучающихся. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности. Существует множество методических ...
Определение и назначение системы дополнительного образования
По мнению многих теоретиков и практиков, формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопреде ...
Содержание и методика сенсорного
воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
средствами изобразительной деятельность
Изобразительная деятельность — это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего мира, выражает на бумаге, в пластических материалах свое отношение ко всему происходящему. Отмечается значимость занятий изобразительной деятельностью для поз ...