Рассмотрим процесс работы над произведением на примере "Вокализа" Ракова. Как уже было сказано выше, необходимо рассказать ученику о композиторе (см. Введение).
Далее нужно обратить внимание ученика на название произведения - "Вокализ". В нем часто заложено основное настроение произведения. Здесь название жанровое.
Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis - гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения (С.В. Рахманинова, М. Равеля и др.).
Из самого названия уже ясно, что исполнение этого произведения потребует от ученика умения не только извлекать красивый звук, но и "петь" на инструменте. На первом уроке можно прослушать не только "Вокализ" Ракова, но и других композиторов в инструментальном и вокальном исполнении.
Проигрывая "Вокализ" впервые, необходимо сразу же соблюдать все динамические и агогические оттенки, штрихи. Потом необходимо установить форму. "Вокализ" написан в трехчастной репризной форме. Найти с учеником первый раздел, середину и репризу, определить штриховые и динамические сходства и различия между началом и репризой.
На первом же уроке можно отредактировать аппликатуру, штрихи (в случае, если она не устраивает по каким-либо причинам педагога или неудобна ученику).
Работая над этим произведением, ученику будет нужно сосредоточиться в работе над сменой струн, звукоизвлечением, а так же сменой позиций. Позиция это положение левой руки на грифе, которым называется положение большого пальца и первого пальца левой руки относительно порожка инструмента, позволяющее сыграть заданную последовательность звуков, не сдвигая руки. Деление грифа это вспомогательный прием, облегчающий изучение грифа. С ранним подготовительным движением ученик избавляется от хватательного рефлекса, мышечной зажатости и подготавливает вибрацию.
Типы переходов:
1. в позицию через открытую струну;
2. одним пальцем;
3. переход с вышележащего на нижележащий (подмена);
4. с нижележащего вверх и обратно;
В этом произведении встречаются все 4 типа переходов:
1 тип
2 тип
3 тип
4 тип
Нужно уделить внимание вибрато. Так как здесь его значение очень важно - это вокализ и для музыкального исполнения нужен певучий звук.
Смена позиций должна быть мягкой и не заметной. Нужно стараться играть на соседних струнах, для достижения равномерного тембра.
После концертного выступления преподаватель должен сделать выводы для себя, чтобы для дальнейшего развития ученика подбирать соответствующий технический и художественный материал.
Другое по теме:
О математическом творчестве
Прогресс человечества неразрывно связан с творчеством, с созданием нового, с возникновением идей, позволяющих взглянуть на, казалось бы, хорошо известные явления с неожиданных позиций. Теперь в эпоху ускоренного научно-технического прогресса особенно важно добиться того, чтобы как можно большее чис ...
Оценивание работы учеников в Германии
Изменения обучения в начальной школе связаны с новым пониманием того, что является благоприятным для обучения и как оценивать работу учеников. Теперь фокус делается на поддержке каждого отдельного ученика в раскрытии всех своих возможностей, руководствуясь требованиями образования в данном классе. ...
Детский сад А.С. Симонович
Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, "сад" был платным. Аделаида Симонович стала первой в России "с ...