Новая педагогика » Работа над малой формой в старших классах детской музыкальной школы на примере "Вокализа" Н. Ракова » Исполнительский анализ и методические рекомендации по изучению пьесы Н. Ракова "Вокализ"

Исполнительский анализ и методические рекомендации по изучению пьесы Н. Ракова "Вокализ"

Рассмотрим процесс работы над произведением на примере "Вокализа" Ракова. Как уже было сказано выше, необходимо рассказать ученику о композиторе (см. Введение).

Далее нужно обратить внимание ученика на название произведения - "Вокализ". В нем часто заложено основное настроение произведения. Здесь название жанровое.

Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis - гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения (С.В. Рахманинова, М. Равеля и др.).

Из самого названия уже ясно, что исполнение этого произведения потребует от ученика умения не только извлекать красивый звук, но и "петь" на инструменте. На первом уроке можно прослушать не только "Вокализ" Ракова, но и других композиторов в инструментальном и вокальном исполнении.

Проигрывая "Вокализ" впервые, необходимо сразу же соблюдать все динамические и агогические оттенки, штрихи. Потом необходимо установить форму. "Вокализ" написан в трехчастной репризной форме. Найти с учеником первый раздел, середину и репризу, определить штриховые и динамические сходства и различия между началом и репризой.

На первом же уроке можно отредактировать аппликатуру, штрихи (в случае, если она не устраивает по каким-либо причинам педагога или неудобна ученику).

Работая над этим произведением, ученику будет нужно сосредоточиться в работе над сменой струн, звукоизвлечением, а так же сменой позиций. Позиция это положение левой руки на грифе, которым называется положение большого пальца и первого пальца левой руки относительно порожка инструмента, позволяющее сыграть заданную последовательность звуков, не сдвигая руки. Деление грифа это вспомогательный прием, облегчающий изучение грифа. С ранним подготовительным движением ученик избавляется от хватательного рефлекса, мышечной зажатости и подготавливает вибрацию.

Типы переходов:

1. в позицию через открытую струну;

2. одним пальцем;

3. переход с вышележащего на нижележащий (подмена);

4. с нижележащего вверх и обратно;

В этом произведении встречаются все 4 типа переходов:

1 тип

2 тип

3 тип

4 тип

Нужно уделить внимание вибрато. Так как здесь его значение очень важно - это вокализ и для музыкального исполнения нужен певучий звук.

Смена позиций должна быть мягкой и не заметной. Нужно стараться играть на соседних струнах, для достижения равномерного тембра.

После концертного выступления преподаватель должен сделать выводы для себя, чтобы для дальнейшего развития ученика подбирать соответствующий технический и художественный материал.


Другое по теме:

Модель четырёхлетнего начального образования в РФ
Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребёнка. Внедрённая в настоящее время концепция четырёхлетнего начального образования, являющаяся обобщением многолетних ...

Сущность и структура учебно-познавательной деятельности
Развитие человека происходит в деятельности, и закономерность этого процесса такова, что чем более активна деятельность человека, тем интенсивнее протекает его развитие. Активное формирование личности в младшем школьном возрасте осуществляется в процессе ведущего вида деятельности – учения. Результ ...

Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок учебной деятельности
Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строени ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru