Новая педагогика » Совершенствование речевых умений старшеклассников на уроке иностранного языка в процессе обучения пересказу » Понятия «монологического высказывания» как средства общения

Понятия «монологического высказывания» как средства общения

Страница 1

Прежде чем перейти к рассмотрению способов совершенствования речевых умений, нам представляется логичным рассмотреть понятие монологического высказывания.

Как указывает Е.И.Пассов, монологическая речь представляет собой одну из форм общения, которая реализуется не только в устной, но и в письменной форме.

Согласно определению Е.И. Пассова, монологическим высказыванием является такой отрезок речи, который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами. Это означает, что монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса любого уровня – парного, группового, массового и что любое монологическое высказывание диалогично по своей природе, всегда кому-то адресовано, даже если этот адресат – сам говорящий.

Поскольку объектом нашего исследования является процесс обучения монологической речи, целесообразно рассмотреть понятие монологической речи подробнее.

Прежде всего, следует назвать разновидности монолога, которые встречаются в реальном общении. К ним относятся приветственная речь, похвала, порицание, лекция, рассказ, характеристика, описание, обвинительная или оправдательная речь и т.д.

Важно отметить, что каждый тип монологической речи может реализоваться в зависимости от этапа обучения, ситуации общения, коммуникативной потребности учащихся на уровне предложения, сверхфразового единства, либо развёрнутого высказывания.

Психологическая характеристика монологической речи обусловлена коммуникативной функцией (связное непрерывное изложение мыслей одним лицом). Она отличается относительно непрерывным характером высказывания, то есть процесс порождения речи длится определенное время, не будучи прерванным кем-либо или чем-либо. Данное качество определяет весьма специфическую настроенность говорящего, организацию его высказывания .

Монологической речи свойственна последовательность, логичность. Эти качества проявляются в развитии идеи ключевой фразы в последующих (других). «Развитие идеи» не следует понимать буквально, имеется ввиду ее уточнение, пояснение, обоснование, дополнение, подходы к ней.

Следующей характеристикой монологической речи является относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность. Когда мы довольствуемся такими «монологическими» высказываниями, как Я хочу написать письмо. Я иду на почту. Я покупаю конверт, марку и бумагу. Я пишу письмо, заклеиваю конверт и опускаю письмо в ящик, то не мешало бы подумать о том, что подобное хронологическое перечисление действий не может привлечь внимание собеседника. В процессе общения такие высказывания выглядят нелепо.

К характеристикам монологической речи относят тематичность высказывания и синтаксическую усложненность. Монологическое высказывание делается по определенному поводу и имеет тенденцию оставаться в рамках заданной темы.

Е.Н. Соловова, в свою очередь, отмечает такие характеристики монологической речи, как целенаправленность, соответствие речевой задаче, самостоятельность и выразительность.

Действительно, прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Система комплексной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста этических представлений
Анализ результатов констатирующего эксперимента определил задачи для формирующего этапа нашего исследования: 1. Определить основные направления работы по формированию этических представлений у дошкольников. 2. Разработать и апробировать систему работы по формированию этических представлений у детей ...

Критерии и характеристики сформированности готовности к профессиональному самоопределению
Говоря о профессиональном самоопределении и выборе профессии учеников 8 – 11 классов, следует отметить существование определенных критериев и их характеристик сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. Проявлениями критериев сформированности готовности к про ...

Оценивание работы учеников в Германии
Изменения обучения в начальной школе связаны с новым пониманием того, что является благоприятным для обучения и как оценивать работу учеников. Теперь фокус делается на поддержке каждого отдельного ученика в раскрытии всех своих возможностей, руководствуясь требованиями образования в данном классе. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru