Поскольку цель нашей работы заключается в определении эффективности пересказа как приёма, способствующего совершенствованию речевых умений учащихся, целесообразно сначала рассмотреть сущность текста как единицы речи.
Если многие лингвистические дисциплины имеют давнюю историю своего существования и развития, то лингвистика текста формировалась буквально у нас на глазах. Тем более удивительно, что эта дисциплина не имеет общепринятого определения главного своего объекта — текста.
Несмотря на то, что текст является объектом разноаспектного лингвистического изучения, до сих пор в специальной литературе понятие текста интерпретируется по-разному. Рассмотрим некоторые из наиболее распространённых определений.
Первоначально, и наиболее глубоко, этот термин укрепился в языкознании. Текст для лингвиста – это акт применения естественного языка, обладающий определенным комплексом свойств. Ему присущи связность и завершенность. Текст четко отграничен от всего ему внешнего, от окружающей речевой и внеречевой реальности. Проще говоря, он имеет ясно выраженные начало и конец, составляя цепь (группу) предложений, которая является минимальной (неделимой) коммуникативной единицей.
Лингвистическое понимание текста в одних случаях – более узкое (текст как «языковое выражение определенного смыслового ряда»), в других – более широкое. Так, текст рассматривается как речевое образование (произведение) с его языковой «плотью», построением и смыслом.
В общем виде текст характеризуется как «продукт речемыслительной деятельности людей, возникающей и в процессе познания окружающей действительности и в процессе непосредственной и опосредованной коммуникации».
В то же время, ряд исследователей отмечает, что определение текста просто как результата речевой деятельности требует принципиального уточнения с точки зрения психолингвистики. Так, Л.Н. Мурзин утверждает, что текст – это не просто продукт речевой деятельности, но и сам процесс создания продукта. Он не существует вне нашего сознания, вне процессов порождения и восприятия. Следовательно, текст по своей природе процессуален и динамичен.
В подходе В.А. Лукина, текст есть «сообщение, существующее в виде такой последовательности знаков, которая обладает формальной связностью, содержательной цельностью и возникающей на основе их взаимодействия формально-семантической структуры».
Н.Д. Зарубина, в свою очередь, видит в текстовых параметрах прежде всего автора и способ реализации авторского намерения. Ученый определяет текст как письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное.
Текст можно охарактеризовать как сообщение в письменной форме, отличающееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому.
Важно отметить. что текст представляет собой явление речевого характера: он создаётся для реализации целей общения и всегда связан с актом коммуникации.
Отметим, что разные авторы указывают на разные стороны этого явления: Д.Н. Лихачев – на существование его создателя, реализующего в тексте некий замысел; О.Л. Каменская – на основополагающую роль текста как средства вербальной коммуникации; А.А. Леонтьев – на функциональную завершенность этого речевого произведения.
В заключение ими приводится определение И.Р. Гальперина, данное в 1981 г. как «емко раскрывающее природу текста и наиболее часто цитирующееся в литературе по вопросу». Согласно этому определению, «текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку».
В лингвистическом энциклопедическом словаре, в свою очередь, текст определяется как объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.
Самостоятельность текста связана с ограниченностью во времени и/или пространстве, с принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору. При этом самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии, опубликованные в виде статьи. В этом случае исходный текст главы (параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не создаётся.Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста.Цельность текста предполагает его внутреннюю организованность и оформленность содержания, а также оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначение связей и переходов между частями, стилистическую целостность, использование определённых принципов отбора языковых единиц .Выделяют 3 типа текстов: описание, повествование, рассуждение.Описание представляет собой констатирующую речь, как правило, дающую статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путём перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи.Повествованием, в свою очередь, является рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.Рассуждение — это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения .Перечислив разновидности, необходимо отметить жанры устных текстов. Ученые выделяют текст-побуждение, текст-ретроспекция, оценочный текст, контактоустанавливающий текст.Указанные жанры текстов встречаются в разных функциональных стилях речи. В разговорной речи текстами-побуждениями являются просьба, совет, рекомендация, пожелание; в деловой речи — приказ, постановление, решение, распоряжение, предписание; в публицистической речи — призыв, совет, рекомендация.Текстом-ретроспекцией может быть рассказ о каком-либо случае, происшествии в рамках бытового диалога, научная или публицистическая статья, газетный или официальный отчет.Оценочными текстами являются аналитические статьи, обзоры, аннотации, рецензии.Контактоустанавливающие тексты представляют собой приглашения, поздравления, рекламные сообщения, личные резюме, информационные письма, письма - предложения о сотрудничестве .
Другое по теме:
Особенности программы физического воспитания
В США основными аспектами программы дошкольного физического воспитания считаются следующие: формирование психомоторных навыков, подвижные игры, гимнастика, танцы, физическая подготовленность, игры на воде. В наиболее общем виде структура программ по физическому воспитанию в дошкольный период склады ...
Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Еще М.В. Ломоносов отмечал, что задача гимназии - способствов ...
Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста
Развитие наблюдения и наблюдательности у детей, в дошкольной педагогике, считается одной из важнейших задач умственного воспитания. Наблюдение определяется как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие ра ...