В нашем экспериментальном исследовании мы использовали рисуночные методы (арттерапию), сказкотерапию и игротерапию как реализацию социальным педагогом психотерапевтической функции по оказанию помощи детям младшего школьного возраста. Рассмотрим более подробно эти методы.
Тест «Рисунок человека» (К. Маховер)
Цель: определение индивидуальных особенностей личности.
Инструкция: ребенку дается простой карандаш и стандартный лист бумаги А4, с просьбой создать рисунок.
«Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе.
«Рисунок дерева»
Цель: определение индивидуальных особенностей характера ребенка.
Инструкция: ребенку предлагается нарисовать лиственное дерево. Использование цвета не предусмотрено.
Полноценное изображение дерева подразумевает наличие трех элементов: корней, ствола, кроны. На стволе должны располагаться ветви, на кроне – цветы и плоды.
Цель: индивидуальная оценка личности и выявление степени ее адаптированности.
Инструкция. Необходимо предоставить испытуемому лист бумаги, простой, мягкий карандаш и коробку с цветными карандашами и попросить нарисовать (а по желанию и раскрасить) дом. После завершения рисунка нужно провести опрос и только потом начать интерпретацию рисунка.
«Кактус»
Цель: увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессивного поведения, его направленность, интенсивность и т.п.
Инструкция. Предложить ребенку на листе бумаги простым карандашом нарисовать кактус – таким, каким он его себе представляет. Затем, при желании ребенок может раскрасить свой рисунок. После того, как рисунок будет готов, проанализировать его.
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса
Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Инструкция: тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
«Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–», если не согласны».
Сказка «Котенок»
Цель: устранение проблем в общении с окружающими, чувства одиночества и беззащитности у детей.
Игры, проведенные в процессе чтения сказки:
1. «Комплименты»
Цель: обучение искусству говорить и выслушивать комплименты.
Содержание: говорятся искренне комплименты одному из участников группы.
2. «Самое лучшее»
Цель: осознание участниками тех своих качеств, которые способствуют взаимопониманию с другими.
Содержание: участникам предлагается ответить на вопрос: «Если бы сейчас вы могли помочь другим прийти к взаимопониманию, что бы вы им сказали?
Назовите черту характера, которая этому способствует. Назовите самое ценное ваше качество».
3. «Установление дистанции»
Цель: установление личной «зоны комфорта» при общении с конкретными людьми, группой.
Содержание: существует два варианта этой игры.
1 вариант. Индивидуальный: к центральному участнику по очереди подходит каждый член группы. Он двигается до тех пор, пока центральный участник не скомандует «стоп», т.е. ему станет некомфортно. Движения можно варьировать.
2 вариант. Групповой: один человек встает в центр круга. Участники берут друг друга за руки и по команде центрального участника подходят ближе или, наоборот, отходят от него, изменяя величину круга. Можно варьировать движения: медленнее подходить, быстро, спиной и т.д. Когда центральный участник чувствует, что ему становится некомфортно, он говорит «стоп» – и вся группа замирает.
«Свободный рисунок в круге»
Цель: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния.
Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать друг к другу дороги в круге.
Коллаж «Волшебная вата»
Цель: выражение эмоций, познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения, сенсорная стимуляция (использование естественных зрительных, тактильных, обонятельных и др. стимулов).
Инструкция: наклеить вату на шаблон облака, затем закрасить гуашью нужного цвета, затем та же работа с шаблоном солнца. Далее ребенок из представленных животных выбирает понравившееся и проделывает те же действия с ватой и красками. Та же работа проводится с деревом. В конце все элементы расположить на одном листе (столе). Ребенок может рассказать об отдельных элементах и о своей работе в целом.
Другое по теме:
Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деят ...
Сюжетное рисование в дошкольном возрасте: его особенности и значение
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможно ...
Место географии в профильном обучении
Школьному образованию принадлежит ведущая роль в социализации личности, в формировании её нравственных устоев, взглядов на мир и на ощущение себя в этом мире. Учеба в общеобразовательной школе – это первый и одновременно последний период в жизни человека, когда формирование взглядов происходит под ...