Самое важное в завершенном педагогическом исследовании – это внедрение его результатов в практику. Под внедрением результатов понимается целый комплекс мероприятий, реализуемых в определенной последовательности, включающих информирование педагогической общественности о полученных выводах или выявленных закономерностях, дающих основание для внесения каких-либо изменений в практику (через педагогическую печать, в устных выступлениях и т. д.); создание новых учебных и методических пособий, базирующихся на полученных данных экспериментального исследования (например, при перестройке обучения в начальной школе); разработка методических инструкций и рекомендаций и т.д. При этом если подтверждается эффективность и действенность каких-либо педагогических находок учителей-практиков и они получают научное осмысление, интерпретацию и обоснование, организуется пропаганда их опыта, показывается возможность переноса его в иные условия (например, так была организована пропаганда опыта липецких учителей, усовершенствовавших методику организации урока).
Залогом успешного внедрения и распространения результатов педагогических исследований и изученного и научно обоснованного передового опыта является творческое содружество учителей и работников педагогической науки, интерес учителей к чтению научно-педагогической и методической литературы, стремление лично, непосредственно участвовать в опытной и экспериментальной работе, особенно на том этапе, когда организуется массовая проверка новых учебно-методических материалов, в которых заложены новые идеи и отражены результаты научно- педагогических исследований.
Знание основных методов ведения педагогических исследований необходимо каждому творчески работающему учителю, который должен знать и уметь применять эти методы, как для изучения опыта других учителей, так и для организации проверки на научной основе своих собственных педагогических находок и открытий, применяемых в иных условиях.
В наиболее общем виде система действий по изучению той или иной педагогической проблемы может быть сведена к следующему:
· выявление проблемы, определение истоков ее возникновения, уяснение ее сущности и проявления в практике работы школы;
· оценка степени ее разработанности в педагогической науке, изучение теоретических концепций и положений, связанных с областью исследования;
· формулировка конкретной проблемы исследования, задач, которые ставит перед собой исследователь, гипотезы исследования;
· разработка своих предложений по решению данной проблемы; опытно-экспериментальная проверка их действенности ню результативности;
· анализ данных, свидетельствующих о степени действенности и результативности предлагаемых нововведений;
· рекомендации по более широкой их проверке на практике в случае получения положительных результатов;
· рекомендации по их внедрению в практику в случае получения в условиях достаточно широкой экспериментальной проверки данных, подтверждающих целесообразность применения предлагаемых нововведений;
· выводы о значении результатов конкретного исследования для разработки соответствующей области педагогической науки.
Итак, мы рассмотрели основные методы педагогического, исследования. Как же из этих отдельных методов сложить обоснованную методику исследования, пользуясь которой можно решить поставленные задачи?
Прежде всего, необходимо исходить из положения о том, что сущность метода определяется не совокупностью приемов, а их общей нацеленностью, логикой движения ищущей мысли, следующей за объективным движением предмета, общей концепцией исследования. Метод — это, прежде всего схема, модель исследовательских действий и приемов, а уже затем — система реально осуществляемых действий и приемов, служащих доказательству и проверке гипотезы в плане определенной педагогической концепции.
Суть же методики в том, что это целенаправленная система методов, обеспечивающая достаточно полное и надежное решение проблемы. Тот или иной набор методов, объединенных в методику, всегда выражает планируемые способы обнаружения несоответствий, разрывов в научном знании, а затем служит средством устранения разрывов, разрешения выявленных противоречий.
Другое по теме:
Пути формирования этических представлений у детей
В. А. Сухомлинский считает, что воспитание с помощью этики важно создавать как процесс открытия ребёнком самого себя и других, как углубление в «своё небывалое», как неожиданное откровение, как поиск, творчество, игра, путешествие, постоянный и не замечаемый ребёнком диалог с миром, соприкосновение ...
Понятия «игра» и «игровая деятельность»
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Но что касается детей, игра для них, прежде всего, ...
Понятие дидактических принципов обучения и их классификация
Принципы обучения являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря этим принципам, происходит процесс соединения теоретических представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это ...