Воспитание – процесс противоречивый и длительный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно. Оно начинается задолго до школы и продолжается в процессе трудовой жизни. С определенного возраста воспитание сочетается с самовоспитанием. Исправление отрицательных последствий так или иначе поставленного воспитания называется перевоспитанием.
Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный его этап? Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, а может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.
Способы определения уровня воспитанности школьника:
- повседневные наблюдения за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и во внеурочное время;
- индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учителями, родителями;
- изучение результатов деятельности школьников;
- изучение учеников в домашней обстановке;
- естественный эксперимент;
- методы рейтинга и компоненты оценок.
2.1 Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности
Как же определяется воспитанность? Это очень сложная и не вполне разрешенная в современной педагогике проблема. Наука лишь приближается к разработке надежных измерителей результативности воспитания. Сегодня об уровнях воспитанности можно составить лишь весьма приблизительные представления, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов.
Организация воспитательного процесса требует перевода сложных методик исследований на язык практики. Предлагаемые же в настоящее время программы изучения личности часто не учитывают реальные возможности учителя и фактор его времени. Работникам школ для изучения воспитанности учащихся нужны доступные программы с кратким описанием типичных показателей и признаков, не требующие много времени для их освоения. Кроме того, нужны программы, которые помогали бы конкретизировать цели воспитательной работы, определять тактику и стратегию работы с классом, позволяли подойти дифференцированно к учащимся с разными уровнями воспитанности и обеспечить индивидуальный подход к каждому школьнику.
Все эти требования выполнимы только в том случае, если воспитанность анализируется во взаимосвязи с основными условиями и факторами становления личности школьника, а данные изучения помогают обосновать выбор содержания и методов воспитания. При этом учитель должен иметь возможность соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным и предвидеть более отдаленный результат своей работы.
Поскольку сознательная саморегуляция поведения и самоорганизация деятельности проявляются у школьников по-разному в отношении к учебному и физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям, проявления воспитанности анализируются с учетом наблюдений широкого спектра отношений. Необходимость анализа сильных и слабых сторон личности, ее способности к самоанализу и самовоспитанию побуждает к вычленению формирующихся качеств.
При анализе воспитанности и оценке эффективности воспитания необходимо иметь в виду как конечный, так и промежуточные результаты. Для этого важно, чтобы в программе и методике изучения воспитанности школьников были вычленены не только качества, но и признаки, приметы становления и развития этих качеств, чтобы методика позволяла изучать главное, осуществленное в деятельности и поведении школьников, и в то же время давала возможность фиксировать сдвиги в их развитии в соответствии с целями воспитания.
Измерение и фиксация качественных характеристик воспитанности требуют создания своих эталонов-шкал, с которыми можно было бы сравнивать изучаемый объект. При ранжировании различных педагогических явлений часто тем или иным уровням приписываются определенные «веса», чтобы затем проводить измерения.
Некоторые исследователи считают, что цифры из-за своей абстрактности не позволяют оценить и распознать приметы (признаки) воспитанности. Изучение воспитанности облегчают дифференцированные и доступные для практического использования диагностические программы.
Другое по теме:
Роль ИЗО-деятельности в развитии детей
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отече ...
Причины возникновения нарушений речи
Причина нарушений речи – воздействие на организм внешнего или внутреннего фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства, и без которых последнее не может возникнуть. Причинами возникновения нарушений речи могут быть: I. Врождённые (травмы, полученные во внутриутр ...
Пересказ как способ совершенствования речевых умений
Поскольку предметом исследования является пересказ как прием обучения монологической речи, целесообразно рассмотреть это понятие, выделить основные ошибки, совершаемые при пересказе текста на английском языке, а также привести некоторые рекомендации при подготовке к пересказу. С пересказом мы сталк ...