Характеризуя воспитанность школьников, учитель исходит, прежде всего, из целей обучения и воспитания. Критерии же оценки избираются разные. Одни считают главным послушание и исполнительность, вежливость и культуру поведения. Другие отдают предпочтение дисциплинированности, ответственному отношению к учению и общественной активности. Третьи пытаются дать оценку мировоззрению и убеждениям своих воспитанников.
Учителя и родители чаще всего сетуют на неуважительное отношение детей к старшим, грубость в общении со сверстниками, безответственность и леность в учении. Может ли считаться воспитанным школьник, который всегда послушен, никогда не спорит, не отстаивает своего мнения? Показывает ли участие подростка в неформальном объединении его невоспитанность? Как измерить и оценить воспитанность школьников?
Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с анализом и оценкой воспитанности школьников, необходимо определить, какого проявления воспитанности мы ждем от них в данных условиях и на данном уровне возрастного развития и личностного становления. Что принять за критерии, признаки и показатели воспитанности? Надо ли учителю, классному руководителю изучать все многообразие свойств и качеств личности школьника?
Для диагностики воспитанности педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, шкалирование, метод независимых оценок и др. Многие из методов не только позволяют педагогу выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект.
Мониторинг воспитанности детей – это постоянное наблюдение за детьми в их индивидуальной и коллективной деятельности, фиксирование и анализ их поступков, отношений, позиций и мотивов; это отслеживание эмоционального состояния ребенка, которым окрашена та или иная его деятельность. Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки.
Критерий и показатели эффективности воспитательного процесса могут быть разработаны в школах с учетом целей и задач проводимой работы, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы.
Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.
Без изучения уровней воспитанности школьников невозможно конкретизировать цели воспитания, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, преодолеть формализм в воспитательной работе.
Опираясь на добытые методами психологии данные, педагог выбирает наиболее рациональный способ сотрудничества с учеником. Он не только обращается к характеристике особенностей школьника, но и определяет условия и возможности его воспитания. Следовательно, учитель должен быть готов к выполнению аналитико-диагностической деятельности, так как он постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины того или иного поведения ученика, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективную программу воспитания.
Процедура диагностирования состоит в том, чтобы обнаружить изменения признаков изучаемых объектов и причины, вызывающие эти изменения, проанализировать наблюдаемые явления, установить закономерные связи, раскрыть их проявления в конкретных условиях педагогической деятельности. Следовательно, педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, переработкой информации и использованием ее для управления учебно-воспитательным процессом.
Другое по теме:
Взаимодействие
семьи и школы в воспитании школьников
Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установления взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея взаимод ...
Модель воспитания в Афинах и Спарте
В античные времена существовали две модели воспитания – афинская и спартанская. Они резко отличались целями, методами, средствами и результатами воспитания. Афинская модель предполагала гармоничное воспитание личности, включающее умственное, физическое, эстетическое, нравственное развитие. Афиняне ...
Развитие личности и положительных качеств ребенка дошкольного
возраста
Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, В.И. Логиновой, Д.Б. Эльконина. Ученые утверждают, что в дошкольном возрасте про ...