Концепция включает разъяснение сущности ключевых понятий: «одаренность», «интеллектуальные способности», «интеллектуальное воспитание», разработку модели работы с одаренной молодежью в системе довузовской, вузовской и послевузовской подготовки, критерии отбора, технологию организации психолого-педагогического сопровождения и поддержки.
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
Интеллектуальная одаренность – уровень развития и тип организации индивидуального ментального опыта, которые обеспечивают возможность творческой интеллектуальной деятельности: порождение новых идей, использование инновационных подходов к решению проблем.
Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в конкретных ситуациях с точки зрения правильности и скорости переработки информации в условиях решения задач, оригинальности и разнообразия идей, глубины и темпа обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания.
В системе общих способностей выделяются познавательные (интеллектуальные) способности:
Конвергентные способности: скорость переработки информации, поиск и нахождение единственно правильного решения, способность к выявлению закономерностей; комбинировать в разных сочетаниях элементы проблемной ситуации.
Дивергентные способности (или креативность); способность порождать множество оригинальных идей.
Обучаемость: способность к усвоению знаний и способов деятельности, критерии обучаемости: количество дозированной помощи; перенос знаний.
Познавательные стили.
Познавательный стиль – это:
а) способ выполнения интеллектуальной деятельности;
б) стиль – это комплекс интеллектуальных способностей;
в) стиль контролирует базовые познавательные процессы;
г) стиль – это индивидуальный способ представления информации;
д) это индивидуальный способ постановки и решения проблем.
В контексте предлагаемого подхода каждая из интеллектуальных способностей рассматривается как свойство интеллекта.
Интеллектуальные возможности личности – один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности.
Интеллектуальное воспитание – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание одаренному студенту индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности (за счет формирования способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи и т.д., в том числе в ситуации решения учебных задач) и, во-вторых, рост индивидуального своеобразия склада ума (на основе учета индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного материала и т.д.).
Наиболее общими критериями (показателями) оценки и отбора одаренных учащихся, предшествующими глубокой специальной диагностике, являются:
а) наличие высоких достижений в каком-либо виде деятельности (учеба, научная, творческая, художественная или социальная деятельность): победы, отличия в конкурсах, олимпиадах, выставках, соревнованиях;
б) высокий уровень мотивации, направленности к овладению знаниями, к творческой деятельности;
в) наличие лидерских качеств, признание авторитета окружающими.
В условиях образовательного учреждения одаренность студентов проявляется в академической, научно-исследовательской, научно-информационной, социокультурной деятельности.
Академическая деятельность предполагает в организации процесса обучения применение комплекса моделей обучения, ориентированных на развитие интеллектуальных способностей.
Другое по теме:
Общие сведения о деятельности Платона
Древнегреческий философ Платон (428/427 год до н. э. – 348/347 год до н. э.) родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое происхождение. Ученик Сократа. Платон считается основателем идеалистического направления в философии, известен тем, что нарисовал утопическую картину идеального рабовладе ...
Педагогические взгляды Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – величайший из философов античного мира, ученый-энциклопедист, авторитет которого был непоколебим и в эпоху средневековья, когда церковь отвергала все наследие древней Греции, как языческое. Основатель Ликея. Воспитатель Александра Македонского. Известен Аристотел ...
Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному
искусству и художественному труду
Методика преподавания основывает свои положения на данные педагогической науки. Однако одна наука педагогика, без практики, не даёт возможности овладеть искусством преподавания – она лишь указывает общие положения. И наоборот, одна практика, без теории педагогики, не дает возможности преподавателю ...