2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;
3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий.
Среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют "школьные факторы". Их доля влияния на показатели здоровья школьников составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10-15%. Роль так называемых "школьных" факторов риска можно продемонстрировать данными, приводимыми рядом исследователей. Изучения состояния здоровья старшеклассников, обучающихся в лицеях, показала, что по сравнению с контрольной группой лицеисты имели худшие показатели здоровья. Все это позволяет сделать вывод, что интенсификация обучения, неподкрепленная системой оздоровительных мероприятий, приводит к значительно более выраженным изменениям в состоянии здоровья. Между соматическим и психическим здоровьем существует прямая взаимосвязь: раннее повреждение центральной нервной системы, т.е. нарушенное психическое здоровье у ребенка, является основной причиной различных отклонений в функционировании всех систем организма и развития хронической патологии, и наоборот, соматические заболевания маскируют психические расстройства, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья.
Причины нарушения осанки у школьников довольно типичны. В первую очередь, им способствуют физиологические причины. Особенно это касается мальчиков, у которых часто непропорциональное развитие грудных мышц и верхних мышц спины влечет за собой сутулость, так как более сильные грудные мышцы оттягивают плечи вперед. При этом увеличивается грудной кифоз (задний изгиб позвоночника) и голова начинает выдаваться вперед. У девочек эта причина выражена слабее. Для всех подростков характерно отставание роста мышц от роста костей скелета. В сочетании с нахождением в неправильных позах и недостаточной физической нагрузкой это приводит к нарушениям осанки. Для подростков важна грамотная физическая активность не реже трёх раз в неделю, чтобы уменьшить выраженность этого дисбаланса. У школьников осанка ещё нестабильна, ещё идет активное развитие поддерживающей мускулатуры спины, живота и нижних конечностей.
Другой причиной можно назвать условия в школе и дома: несоответствие размеров мебели росту школьника, что вынуждает его горбиться, и недостаточное освещение. Нарушения осанки школьников могут быть вызваны ношением тяжелых сумок с учебниками на одном и том же плече, в одной и той же руке.
Нередко причиной ухудшения осанки является состояние психики ребенка, обусловленное нервным напряжением или конфликтом. Ребенок непроизвольно втягивает голову в плечи, горбится, стараясь спрятаться от неприятной ситуации. Специальный массаж при нарушении осанки такого типа поможет предотвратить искривление позвоночника и снимет нервное напряжение.
Другое по теме:
Исторические вопросы методики преподавания математики в России
Математическое образование в России находилось в 9—13 веках на уровне наиболее культурных стран Восточной и Западной Европы. Затем оно было надолго задержано монгольским нашествием. В 15—16 веках в связи с укреплением Русского государства и экономическим ростом страны значительно выросли потребност ...
Экспериментальное исследование сформированности этических представлений
у детей старшего дошкольного возраста
Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог, прежде чем организовывать какую-либо работу по формированию эт ...
Игры на уроках лексики и фразеологии. Многозначность слова
Во вступительной беседе следует кратко рассказать о многозначности (полисемии), которая придаёт чрезвычайную яркость и выразительность русской лексике. Многозначность слова – это его способность употребляться в разных значениях. Поскольку значение слова можно определить только в связи с другими сло ...