Новая педагогика » Развитие мышления и речи на уроках математики » Значение преподавания математики для формирования научного мировоззрения школьников

Значение преподавания математики для формирования научного мировоззрения школьников

Страница 1

Под мировоззрением понимают систему взглядов на окружающий нас мир, на возможность его познания человеком, на отношение к обществу и труду. Таким образом, мировоззрение представит собой целый комплекс представлений о реальном мире, о его познаваемости, об отношении человека к труду, к другим людям, к своим обязанностям по отношению к обществу.

Научное мировоззрение, как это легко понять из самого термина, является системой взглядов на природу и общественные явления, основанные на данных науки. Воспитание научного мировоззрения является ответственной и сложной задачей, требующей постоянного и длительного, настойчивого и в то же время неназойливого воздействия всего педагогического коллектива. Внимание этой проблеме не должно ослабевать ни на миг, и каждое уклонение учащихся от принятых нами позиций должно находить ответные шаги, убедительные, яркие, воздействующие как на разум, так и на психику. Мы должны стремиться к тому, чтобы научное мировоззрение стало внутренним убеждением каждого учащегося, которое он готов будет отстаивать и за которое «каждый день готов идти на бой». История науки дает нам многочисленные примеры, когда люди во имя своих убеждений готовы были жертвовать удобствами и отношением окружающих, материальными благами, жертвовать свободой и даже своей жизнью. Достаточно вспомнить имена Н. И. Лобачевского, Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Но в философском воспитании никак нельзя ограничиваться только прошлым. Необходимо показывать также, что математические понятия, методы и результаты, разработанные в прошлом, широко используются и в наше время. Но вместе с тем неизбежно появляется потребность в развитии новых направлений науки и создании новых понятий. Особенно важно подчеркивать при этом, что практика не остается на месте, а непрерывно развивается и для своего прогресса требует расширения арсенала уже существующих математических знаний. Конечно, на базе школьной математики это сделать трудно, поскольку ее содержание не очень обширно. Тем не менее, это следует делать, иногда допуская такую вольность, как выход за пределы уже известного учащимся. Например, можно использовать практику космических полетов и их подготовки. Ведь прежде чем осуществить запуск космической ракеты, необходимо провести огромное число расчетов на прочность корпуса, на нагревание поверхности ракеты при полете в атмосфере и на необходимую скорость отведения тепла, запасы горючего. Далее следует создать теорию управления ракетой в процессе полета с целью введения необходимых коррекций при отклонении от расчетного курса. Но все это — лишь малая доля тех математических задач, которые приходится решать при организации космических исследований.

Можно рассказать и о том, что открытие наличия энергии в ядре атома поставило перед математикой множество новых вопросов. В частности, пришлось проводить огромные, невиданные по своей сложности и громоздкости вычисления. Это явилось стимулом для изобретения новых принципов счета, осуществленных в ЭВМ. Первоначальные скорости счета в первых ЭВМ оказались в настоящее время недостаточными. Десятки и тысячи арифметических операций в секунду для некоторых задач аэродинамики и физики оказываются слишком малыми, так как необходимы десятки и даже сотни миллионов операций. В результате требования практики оказывали и оказывают решающее влияние на прогресс вычислительной техники. Происходит непрерывное взаимное влияние практики и теории.

Воздействие практики на направление развития математики можно проследить во все времена. Но к одному влиянию практики весь научный прогресс сводить ни в коем случае нельзя. Огромную роль играют также стремление к полноте знаний, любознательность, желание формулировать результаты во всей общности.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Обсуждение результатов формирующего эксперимента
Проверка полученных результатов производилась по методике, описанной в главе 2.1 Результаты констатирующего эксперимента представлены в главе 2.2. и протоколах обследования, см. приложение 1 . Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице № 3. Состояние фонетико – фонематических функц ...

Идея относительности в кинематике
Формирование представления о механическом движении невозможно без введения понятия о системе отсчета. Чтобы описать движение тела, т. е. его перемещение в пространстве относительно каких-то других тел, с этими телами жестко связывают систему координат и часы для отсчета времени. В классической меха ...

Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению
Все перечисленные выше особенности познавательной сферы младшего школьника накладывают определенный отпечаток на учебную деятельность учащихся младших классов. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Активность ученика в этом процессе обуч ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru