Новая педагогика » Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения » Организация уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников

Организация уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников

Страница 1

Процесс нравственного воспитания есть общественное осуществление педагогически целенаправленной деятельности по организации нравственной подготовки подрастающих поколений, результатом которой является усвоение растущим человеком социального морального опыта и формирование нравственных качеств его личности .

Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания роль и значение уроков литературного чтения. Во-первых, на этих уроках происходит знакомство учащихся с нравственно-этическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, литература, как вид искусства, способствует глубокому, личностному усвоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание

Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог организует его. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни детской личности.

Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы.

Важной частью в работе учителя по формированию нравственного развития являются определение основных методов нравственного воспитания.

Методы воспитания необходимо различать в соответствии с тем, формирование каких структурно-психологических компонентов нравственного качества личности они обеспечивают. В этой связи все методы нравственного развития можно разделить на следующие группы:

1. Методы стимулирования активности младших школьников и формирования их нравственных потребностей и мотивов поведения и деятельности.

2. Методы организации познавательной деятельности младших школьников и формирования их нравственного сознания.

3. Методы организации деятельности и общения учащихся и формирования опыта их нравственного поведения.

Организуя разнообразные виды деятельности и общение младших школьников, педагог имеет возможность использовать специфические способы (методы) воспитательного воздействия на личность младшего школьника. Только в деятельности и общении методы нравственного развития находят свою практическую реализацию. С этой точки зрения под средствами нравственного воспитания следует понимать учебную и различные виды внеучебной деятельности младших школьников, а также их общение.

Методы и средства нравственного воспитания получают свою конструкционную и логическую завершенность в организационных формах, или формах организации воспитания. В качестве организационных форм воспитания нравственных качеств младших школьников выступают формы организации учебной деятельности: уроки, экскурсии, предметные кружки, домашняя учебная работа, а также формы организации внеучебной деятельности и общения, реализующиеся через различные воспитательные мероприятия: классные часы, этические беседы, встречи с выдающимися людьми, конференции, утренники, олимпиады, выставки, коллективные и индивидуальные поручения, конкурсы, коллективные творческие дела и т.д.

Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного развития. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов. Как форма познания действительности такое произведение расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Общее понятие о культурной форме и функция учителя как посредника
Предельный контекст анализа и проектирования образовательных ситуаций описывается схемой трансляции культуры. Эта схема сама по себе двойственна. С одной стороны, она описывает "максимальный" контекст, рассматривая образование даже не просто как исторически развивающийся социокультурный и ...

Особенности музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и м ...

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посещали школы и развивались в существенно других условиях жизни. Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестой миновал», везет дрова из леса, уверенно управляя лошад ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru