Е.Я. Яструбинская предлагает начинать коррекционную работу по устранению дисграфии с трех этапов .
1этап.
Обследование будущих школьников на собеседовании. Задача – выявить детей с недостатками в звукопроизношении, несформированностью тех или иных психических функций. Обследование младших школьников страдающих нарушениями чтения или письма. Анализируются письменные работы, исследуется процесс чтения.
2 этап.
Осуществляется, специальное углубленное обследование детей с нарушением речи и письма, недостатками в звукопроизношении.
Задача – дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма. Определение симптоматики, причин и вида дисграфии, дислексии, степени их выраженности.
3 этап.
Выявление и учет специфических ошибок.
Задачи:
1. Уточнить детально симптоматику дисграфии в каждом отдельном случае;
2. Скомплектовать группы учащихся с учетом выявления нарушений;
3. Контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах и своевременно вносить поправки в текущую работу.
Программа Л.Е. Ефименковой по коррекции дисграфии состоит из 2 разделов.
1 раздел "Коррекция устной и письменной речи учащихся первых классов".
А) формирование фразы и связной речи (расширение и совершенствование словарного запаса учащихся).
Б) предложение и работа над его структурой, грамматическим и интонационным оформлением.
В) работа над распространением предложения путем введения второстепенных членов и его грамматическим оформлением (согласование и управление различных частей речи).
Г) формирование связной речи (различные виды пересказа: подробный, выборочный, краткий, творческий; составление рассказов по серии картинок, по сюжетной картине, по опорным словам, по предложенному плану).
Д) развитие фонематического восприятия.
Е) развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Ё) задания, направленные на развитие неречевых процессов: мышления, слухового и зрительного внимания, памяти.
2 раздел "Исправление дисграфии у учащихся 2-3-х классов".
В этом разделе содержатся задания по следующим темам:
1. Работа над словом.
2. Состав слова. Образование слов
3. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
4. Формообразовательная роль ударения.
5. Дифференциация гласных.
6. Дифференциация согласных.
И.Н. Садовникова пишет, что преодоление нарушений письменной речи строится по следующей методике.
1) развитие и уточнение пространственно-временных представлений (создается основа для восприятия звуко-слогового и морфемного анализа слов).
А) осознание детьми собственного тела, определение направления в пространстве, ориентировка в окружающем "малом" пространстве.
Б) Тренировка в определении последовательности предметов или их изображений (способствует тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении).
В) Вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков (создают предпосылки для воспитания позиционного анализа звуков и состава слова).
Г) Изучение темы "Предлоги" (тех из них, которые имеют пространственное значение).
Другое по теме:
Изоискусство, как средство коррекции и эстетического развития умственно
отсталых школьников
Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране придают большое значение. Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства че ...
Предпосылки развития письменной речи в онтогенезе
Письмо – результат длительной эволюции попыток человека выразить свою мысль не сиюминутно, а продлить ее во времени. В самом начале этого пути человек рисовал то, что хотел сообщить. Затем появились более условные способы: картинка-схема, узелковое письмо, клинопись, иероглифы и, наконец, буквы. Че ...
Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников
Мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. Ряд авторов (А.В. Петровский, В.А. Петровский) указывают на существов ...