Выявить уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках взаимосвязи с изобразительным искусством.
Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи.
Определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции.
Проверить эффективность методики экспериментальной работы.
Формирующий эксперимент проводился так же в контрольном и экспериментальном классах.
На формирующем этапе исследования было проведено несколько уроков русского языка для развития речи при работе над сочинением.
Темы экспериментальных уроков:
1. Моё домашнее животное.
2. Мой лучший друг.
3. Сочинение по серии картинок «На горке».
4. Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег».
5. Моя любимая игрушка.
Ниже приводятся конспекты уроков развития речи, русского языка, которые проводились на формирующем этапе эксперимента. Цели этих уроков одинаковые: сформировать речевые умения младших школьников при помощи работы с сочинением. На последнем уроке («Моя любимая игрушка» проводился «контрольный срез» - завершающий этап формирующего эксперимента. Методика проведения этого урока немного отличалась: детям была дана большая самостоятельность при подготовке и в написании сочинения.
Общее количество всех работ (30) было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу 2:
Таблица 2
Результаты формирующего эксперимента (в %)
Возрастные группы |
Умения |
Умение строить описание |
Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении |
Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения |
Умение использовать прилагательные в описательном тексте |
Уровни развития умений | |||||
Экспериментальный класс 2 «А» |
Высокий |
88% |
88% |
94% |
94% |
Средний |
11% |
11% |
5% |
5% | |
Низкий |
1% |
1% |
1% |
1% | |
Контрольный класс 2 «Б» |
Высокий |
65% |
65% |
60% |
45% |
Средний |
30% |
25% |
25% |
35% | |
Низкий |
5% |
10% |
15% |
20% |
Анализ детских работ, как и на констатирующем этапе исследования, проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений.
Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:
«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);
«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);
«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);
Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении - 7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении - 4, максимальное - 14.
Другое по теме:
Происхождение аксиоматического метода
С самого зарождения математической науки как самостоятельной отрасли знания и на протяжении более чем двух тысячелетий математики занимались поиском истины и добились на этом пути выдающихся успехов. Необозримое множество теорем о числах и фигурах, казалось, служили неисчерпаемым источником абсолют ...
Урок
как основная форма обучения изобразительной деятельности детей с умеренной и
тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать нескол ...
Роль слова в ознакомлении с насекомыми
Многие сведения о различных представителях мира насекомых дети получают во время рассказа воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т.д. правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое знач ...