В данном параграфе будут рассмотрены содержательные и сущностные характеристики понятия «вежливость». Изучение психолого-педагогической литературы позволит раскрыть вопросы о вежливости, как морального качества человека и как культуры общения.
Категория вежливости - это непосредственная составляющая процесса ежедневного общения людей на самых различных уровнях. Как феномен человеческой культуры и как один из обязательных элементов общения, вежливость исследовалась в культурологии, социолингвистике, дидактике, философии, лингвистики, психологии, этнографии и др.
Понятие вежливости, возникшее на основе синтеза религиозных и светских норм, видоизменялось под воздействием социальных и исторических факторов. Нормы вежливости формировались в процессе взаимного общения людей и приобрели форму императивного требования, которому человек должен следовать при достижении различных целей. При этом в качестве одного из путей реализации требований этики вежливость находила различные обоснования.
В восточных и античных представлениях вежливость, как и другие нормы морали, происходила из природы самого человека, его естественных потребностей. Человек являясь частью, продолжением вселенной, чтобы не страдать и быть счастливым, должен избегать дурных поступков и воплощать добродетели: быть великодушным, кротким, правдивым, общительным, любезным.
Теснейшим образом с нормами межличностного общения связана христианская этика, дающая иное основание категориям морали.
Необходимость принятых христианством моральных норм обосновывается через понятие греха, воздаяния за грех. В христианской этике каждый человек — «образ и подобие» Бога, «венец» деяний, обладатель великого сокровища, святыни-души. Отсюда вытекает требование уважения и жертвенной любви к «иному», к ближнему. Христианство выдвигает и другие моральные принципы: смирение, прощение обид, непротивление злу, повиновение, укрощение гордости, кротость, заботу о чести. Христианская этика становится верховным законом, проникающим во все сферы человеческой деятельности; отступление от него является грехом.
Таким образом, необходимо отметить, что если в дохристианской (восточной и античной) этике жизнедеятельность человека подчинялась внешним регуляторам поведения, то христианство «включает» регуляторы внутренние (страх, вину, заботу о чести и др.).
Содержание понятия «вежливость» в европейской культуре формировалось на основе христианских заповедей в сочетании со специально созданными правилами поведения - этикетом.
Б.В. Бушелева отмечает, что культурологические корни этикета уходят в систему условных ритуалов, в соблюдении которых главную роль играет форма поведения. В связи с тем, что этикет обслуживает внешнюю сторону общения, несет в себе элемент игры и может выступать как самостоятельное социальное явление (например, во времена абсолютных монархий - придворный этикет, дипломатический этикет), а христианская этика подразумевает совпадение содержания и формы поведения, явление вежливости получает в этике двойственную оценку.
По мнению В. Трофименко и А. Волгина, начиная с эпохи Просвещения понятие «вежливости» перестает соотноситься только с жизнью двора и аристократии, формы вежливости становятся менее сложными, начинают выступать как часть общечеловеческой культуры. Различные социальные слои вырабатывают свои правила общения. Вежливым считается тот, кто ведет себя в соответствии со своим положением в обществе. Это послужило толчком к тому, что уже в XIX веке вежливость начинает рассматриваться в качестве средства регуляции человеческих отношений.
С возникновением и развитием прагматизма, заменившего основные этические категории «добра» и «зла» категориями «успех» и «неуспех», нормы морали стали рассматриваться не только в качестве средства поддержания интересов и устранения конфликтов в обществе, но и в качестве средства достижения индивидом какой-либо цели.
Понятие вежливость неоднозначно, о чем свидетельствует тот факт, что в каждой культуре существует свой концепт вежливости и сама эта категория имеет разные толкования. Так, например, как отмечают В.М. Матвеев и А.Н. Панов, в русском языке «вежливый» означает «соблюдающий правила приличия; учтивый», в английском - «демонстрирующий свое уважение к другим». В китайском языке вежливость - это проявление скромности, уважения и почитания в речи и поступках, выражение степени почтения.
Л.Н. Рукавчук пишет о том, что в основных толковых словарях современного русского языка лексема «вежливый» определяется следующим образом: «учтивый, соблюдающий приличие (в словах и поступках), проявляющий воспитанность»; «соблюдающий правила приличия; учтивый»; «соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый»; «соблюдающий правила приличия, учтивый».
Другое по теме:
Особенности
формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников
массовых групп дошкольных учреждений
Главная особенность математики как учебного предмета заключается в том, что уже на элементарных уровнях она оперирует процессами далеко идущего абстрагирования и с идеальными объектами, представляющими результаты такого абстрагирования. Она формирует и исследует структуры, строящиеся из таких объек ...
Классификация
наглядных средств обучения
Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации. В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы ...
Природа и духовное начало русских и украинских
народных воспитательных традиций
Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромну ...