Совокупность межпредметных связей русского языка раскрывает основные социальные функции языка как средства общения и как средства познания. В этом заключены важнейшие обобщающие функции учебного предмета «Русский язык» в обучении.
Дидактические требования к межпредметному уроку.
1. Межпредметный урок должен иметь четко сформулированную учебно-познавательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов.
2. На межпредметном уроке должна быть обеспечена высокая активность учащихся по применению знаний из других предметов.
3. Осуществление межпредметных связей должно быть направлено на объяснение причинно-следственных связей, сущности изучаемых явлений.
4. Межпредметный урок должен содержать выводы мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных предметов. Учащиеся могут осознать объективность таких выводов, лишь убедившись в необходимости привлечения знаний из смежных предметов.
5. Межпредметный урок должен вызывать положительное отношение учащихся, возбуждать у них интерес к познанию связей между знаниями из разных курсов.
6. Межпредметный урок всегда должен быть нацелен на обобщение определенных разделов учебного материала смежных курсов. Поэтому целесообразно использовать различные формы организации обучения, обеспечивающие обобщающие функции межпредметных связей: комплексные домашние задания, обобщающе-повторительные уроки, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки-«путешествия», семинары, экскурсии и др.
Итак, проанализировав литературу и опыт работы учителей по проблеме межпредметных связей, мы пришли к следующим выводам:
Интеграция на основе межпредметных связей – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.
Существует широкий спектр научной литературы по исследованию проблемы интеграционных процессов, включающий работы философского, науковедческого и психолого-педагогического характера. Это свидетельствует как о важности задач педагогической интеграции, так и об осознании учеными потребности в исследовании сложнейших проблем интегративного обучения. Отсюда же следует вывод о невозможности их решения в достаточном и необходимом объеме без обращения к данным различных дисциплин.
При разработке системы интегрированных уроков ориентированных на установление межпредметных связей, учителю необходимо познакомиться с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования; определить цель урока; пересмотреть содержание изученного материала; выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные постановленной цели; получить консультацию учителя-предметника, если на уроке решаются задачи учебного предмета, который учитель обычно не ведет; спрогнозировать результат.
Многогранное раскрытие явлений и процессов, изучаемых, в частности в природоведении и основанное из взаимосвязи естественно - научных, гуманитарных и художественно-эстетических знаний, способствует формированию личности ребёнка, умеющий мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.
Другое по теме:
Использование наглядности на уроках как способ организации
внимания
Центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности, посредством этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, иссле ...
Типология и структура уроков
Под уроком понимается занятие, проводимое учителем с постоянным составом учащихся одинакового уровня подготовки, объединенных в подгруппу класса или бригаду. Уроки чередуются, по твердому расписанию и включают в себя фронтальную, бригадную и индивидуальную работу школьников с применением разных мет ...
Конспект консультации для родителей «Детский дизайн в семье»
Уважаемые родители! Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на тему нашей консультации. Мы, обучая детей элементам дизайна на занятиях, хотели бы поговорить с вами о том, как можно организовывать подобную деятельность дома. Занятия дизайном очень нравятся детям, увлекают их, но самое главное, несут ...