Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой ее стороне (звукопроизношений, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохраненном интеллекте.
В качестве общих признаков отмечается: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.
В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка, общие недоразвитие речи подразделяется на три уровня. (По Р.Е. Левиной):
1-й уровень речевого развития, характеризуется в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («тина», «сина» - «машина»). При их воспроизведении ребенок сохраняет преимущественно корневую часть, грубо нарушая звукослоговую структуру слова. Иногда «лепетное» слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребенок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения - ударения, количество слов, интонацию и т.д. («тютя» - «рука»).
Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющие аналогов в родном языке («киа» - «кофта», «свитер» и т.д.) характерной особенностью детей с первым уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними. Эти факты указывают на крайнюю бедность запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических (т.е. неязыковых) средств - жестов, мимики, интонации.
2-й уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи», Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трех, а иногда даже четырехсловной фразы.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская ,во фразе предлог, ребенок со 2-м уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям «Утя ези, а туи» -«Утка лежит под стулом»; «Асик ези таи» -«Мячик лежит на столе» и т.д. Однако, по-прежнему часть простых предлогов («на», «над», «под», «за» и т.д.) и сложные («из- под», «через», «между», «около») вызывают затруднения в понимании, дифференциации и, естественно, употреблении. Наблюдается улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и качественным параметрам.
Речь детей со 2-м уровнем часто кажется молопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов при воспроизведении слов из двух- трех и более слогов, дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание.
Связанная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов.
3-й уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичными для данного уровня использование детьми простых, распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.
Возросли возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов («в», «на», «под»). В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. изучение данной категории детей показывает, что имеет место положительная динамика в овладении системой Морфем и способов манипулирования ими. Ребенок с общим недоразвитием речи 3-его уровня понимает и может самостоятельно образовывать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям.
У ребенка с 3-им уровнем речевого развития операции звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформулированными, а это в свою очередь будет служить препятствием для овладения чтением письмом.
Наступает момент в жизни детей с общим недоразвитием речи, когда они начинают связывать уже приобретаемые слова друг с другом. Слова, соединяемые в предложения, не имеют никакой грамматической связи между собой. Существительные и их фрагменты используются преимущественно в именительном падеже, а глаголы и их фрагменты в инфинитиве и повелительном наклонении. Из-за дефектов произношения аграмматизма и укорочения длины слов высказывания детей непонятны для окружающих. Уже на самых ранних этапах усвоения родного языка у детей с нарушениями развития речи обнаруживается острый дефицит в тех элементах языка, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений, что связано с дефектом функций общения и преобладанием механизма имитации услышанных слов.
Другое по теме:
Комплекс упражнений для обучения учащихся стратегиям идентификации слова в процессе
чтения иноязычных текстов
В том случае, когда в языковой учебный процесс включаются уроки с использованием научно-популярного текста для ознакомительного чтения, аудиторная работа, направленная на самостоятельное понимание (а также на обучение приемам − стратегиям − понимания) текста учащимся, должна быть опреде ...
Ознакомление с животными на участке детского сада
В каждом детском саду есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени, особенно в теплое время года. Участок — это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за растениями и животными в течение всего года. В ясные солнечные летние дни ребята замечают, что цветник детского сада п ...
Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Еще М.В. Ломоносов отмечал, что задача гимназии - способствов ...