Подготовка исследования. Приготовить конфеты и 3 набора предметов: первый — синий и красный колпачки-конусы, фасное и синее ведерки, красная и синяя матрешки, причем предметы в паре должны быть одинаковой формы и величины; второй — большой и маленький зеленые колпачки, большое и маленькое зеленые ведерки, большая и маленькая зеленые матрешки; третий — 2 желтых колпачка, 2 желтых ведерка, 2 желтые матрешки, причем все предметы должны быть одинаковой величины и формы.
Проведение исследования. Испытуемых делят на две возрастные группы: дети от 1 года 4 мес. до 2 лет; дети от 2 лет до 2 лет 7 мес. В каждой группе выделяют экспериментальную и контрольную подгруппы. Исследование проводится индивидуально и состоит из 2 этапов.
I этап. На стол заранее ставят 2 колпачка — синий и красный, под фасный колпачок прячут конфету. Затем показывают ребенку колпачки и говорят, что под одним из них спрятана конфета и ее нужно найти. Место колпачков каждый раз меняется: красный находится то впереди синего, то позади, то справа, то слева. Когда дети экспериментальной подгруппы наугад поднимают колпачки и всегда находят конфету под красным, им называют цвет колпачка — «красный». Детям контрольной подгруппы цвет не называют.
II этап включает 2 серии. Первая серия проводится через 1 день. Детям предлагают выполнить то же задание, но цвет не называют ни в экспериментальной, ни в контрольной подгруппе. Затем конфету прячут не под красный колпачок, а под красное ведерко, в красную матрешку, чтобы выяснить, переносят ли дети усвоенные знания и на другие предметы.
Вторая серия аналогична первой, но проводится через 4-6 дней.
Изучение ориентировки ребенка в предмете по другим признакам: по величине колпачка — ребенку называют слово «маленький» (второй набор предметов), пространственному расположению — «сзади» (третий набор предметов) проводится так же.
Обработка данных. Подсчитывают среднее число повторений, необходимых для выделения сигнального признака; определяют прочность образовавшихся связей «слово-признак», наличие переноса усвоенных знаний на другие предметы. Данные заносят в таблицы и делают выводы о характере влияния слова на восприятие разных признаков предметов в зависимости от возраста детей.
Таблица Показатели выполнения задания
Возраст детей |
Подгруппа |
Признаки | ||
цвет |
величина |
пространственное расположение | ||
2 года 7 мес. |
Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная |
Таблица Правильность выполнения задания «Покажи предмет»
Возраст детей |
Группы детей | |||||
4 года |
I |
II |
III | |||
Предметы |
Картинки |
Предметы |
Картинки |
Предметы |
Картинки | |
Таблица Понимание детьми значения слов
Возраст детей |
Уровни | |||||||
1 |
II |
III |
IV | |||||
Предметы |
Картинки |
Предметы |
Картинки |
Предметы |
Картинки |
Предметы |
Картинки | |
4 года |
Другое по теме:
Особенности профессионального самоопределения подростков
Потребность в знании закономерностей личностного и профессионального онтогенеза все чаще осознается обществом при решении многих вопросов в самых разных сферах жизни и деятельности. Проблема поиска жизненного пути не может не волновать как отдельную личность, так и общество в целом. Конфликты, возн ...
Технические требования к модели коммуникативного
класса
Для работы с виртуальным классом обучаемым и преподавателю необходим перечисленный ниже набор программных модулей и технических средств. Работа с системой как для обучаемого, так и для преподавателя осуществляется с помощью браузера (Internet Explorer, Mozilla FireFox). Одним из преимуществ виртуал ...
Методические рекомендации по обучению прикидке и оценке результатов
вычислений в 5–6 классах
Очевидно, что вычислительная культура является необходимым элементом общеобразовательной подготовки учащихся прежде всего силу своей практической значимости. Умение предвидеть результат, осуществить его проверку входит в учебно-интеллектуальную группу общеучебных умений, которые создают необходимую ...