Суть влияния устной инструкции на организацию произвольного внимания состоит в том, что она не только выделяет объект из среды, но и создает возможность продлить состояние активации следов, не допустить их преждевременного угасания. Организуя специальную деятельность с сигналами (например, их счет), словесное предписание вносит фактор новизны и тем самым способствует удержанию объекта в поле внимания до завершения действия с ним, т.е. сохранению контроля за протекающим действием.
Произвольное внимание полностью развивается к 12-16 годам. Таким образом, несмотря на некоторую способность детей начальных классов произвольно управлять своим поведением, непроизвольное внимание у них все же преобладает. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности.
Таким образом главной особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: он легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Учебная деятельность не может обойтись без произвольного внимания, поэтому с первых же дней учебного года учитель должен планомерно формировать этот вид внимания у детей.
Необходимо, не нарушая детских интересов, детской любви к перемене впечатлений, приучать ребенка постепенно останавливать свое внимание на все более и более продолжительные сроки, приучить его к сосредоточению внимания на одном каком-нибудь деле. Педагог, вызывая ту или иную эмоцию, усиливает раздражение и создает доминантный процесс. После нескольких раз этот процесс настолько проторяет пути, что становится уже привычным. Таков путь создания произвольного внимания.
Педагог должен основываться на какой-нибудь потребности ребенка, усилить её, иногда искусственным путем - путем подавления других потребностей, а затем упражнять ребенка в этом. Он должен строго следить, чтобы потребности ребенка удовлетворялись в полной мере, но не в ущерб общим интересам самого ребенка и общества. Вызывая искусственную доминанту, воспитатель поддерживает ее опять теми же потребностями, влечениями и интересами ребенка.
Интересным будет то, что связано с влечением ребенка, что отчасти уже переживалось, а отчасти представляет новизну, переход от одного к другому, деятельность, творчество - все это поддерживает внимание.
Педагог должен всячески разнообразить процесс работы, открывая ребенку в нем, разные стороны и вызывая работой все большее число интересов ребенка, привлекая по возможности зрение, слух, движения рук, ног и всего организма, - словом, давая ребенку наибольшую пищу для его деятельности.
Итак, в первой главе определялись особенности внимания, как психологической категории, виды, свойства, функции, так и возрастные особенности внимания.
Другое по теме:
Функциональный базис графомоторных навыков письма и его
нарушения
Графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создает ...
Методы и
приемы работы по
развитию музыкального восприятия с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного
учреждения
На формирующем этапе, исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили дальнейшую работу по развитию музыкального восприятия. Учитывая, что восприятие музыки идет через эмоции и внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыкального произведения, была организована музыкальная ...
Способы эффективного взаимодействия учителей и учащихся в образовательной
среде школы
В каждой школе работает много учителей, которые, даже принимая общую концептуальную установку на максимальное развитие личности ребенка обучающегося по развивающей системе обучения, реализуют ее по-своему, более или менее адекватно ее содержанию. Так, для смягчения жесткой установки школы учитель о ...