Научный документ – это исторически обусловленная разновидность материального носителя, на котором тем или иным способом закреплены (записаны) научные сведения (данные) или научная информация, причем научный документ обязательно должен быть снабжен указанием, кем и когда он создан.
По форме различают документы текстовые (книги, журналы, рукописи), графические или изобразительные (чертежи, схемы, графики, планы, карты, диаграммы), аудиовизуальные (звукозаписи, кинофильмы, диапозитивы).
В зависимости от характера обработки содержащихся в них данных, документы принято разделять на первичные и вторичные.
Первичные документы включают опубликованные, неопубликованные и непубликуемые документы. Первичные научные документы в общественных науках также называют источниками, а вторичные – литературой.
Научный документ рассчитан преимущественно на научных работников, учебный — на учащихся, студентов и т.д.
Читательское назначение определяет многие характеристики документа. Оно призвано обеспечить соответствие содержания и формы документа определенной читательской группе.
Сказано, что под научным документом, как правило, понимают материальный объект, содержащий научно-техническую информацию и предназначенный для ее хранения и использования.
Нельзя путать научный документ с понятиями юридический документ и политический документ.
Юридические документы – письменные акты, порождающие у кого-либо права и обязанности, – и политические документы – посвящённые политическим вопросам заявления, программы, меморандумы – являются одними из основных видов источников, используемых в академических работах, посвящённых международным отношениям. При этом они, наряду с другими видами источников и с научной литературой, составляют комплекс научных документов, используемых в исследовании.
Научные документы являются результатом различных этапов научной (инновационной) деятельности. Если идти последовательно по этапам этой деятельности, можно выделить следующие основные виды научных документов, возникающих по ходу научных работ: препринты, тезисы докладов на научных конференциях, семинарах и т. п., краткие научные сообщения, письма в научные журналы, статьи в научных журналах и сборниках научных работ, депонированные рукописи, отчеты, диссертации и авторефераты диссертаций, монографии. В приведенном списке от первого к последнему виду, в целом, возрастает полнота представленной информации, но снижается оперативность ее представления (и, соответственно, ее новизна).
Научные документы являются своеобразной базой, на которую опираются некоторые другие типы документов (производственно- практические, учебные, научно-популярные, справочные). Научные документы – основной вид документов, используемый в научной работе, но велико значение некоторых научных документов (монографии, статьи) и для учебных целей. К сожалению, рядом с научными документами высокого качества можно встретить и недобросовестные в научном отношении работы. Конечно, в должной мере качество той или иной конкретной работы может оценить только специалист, однако есть и некоторые формальные критерии качества.
Другое по теме:
Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс
Проблема места и роли образования в обществе обусловлена самой человеческой природой. В живой природе человек сам по себе является феноменом, это признается большинством философских учений, в том числе и совсем не гуманистической направленности. Человек как творение и как существо является типичным ...
Сущность нарушения при детском церебральном параличе
ДЦП — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. При ДЦП резко нарушено взаимодействие между двигательными и сенсорными системами, между звеньями само ...
Опытно-экспериментальная работа по изучению условий влияния мотивации
учения на уровень образованности младших школьников
В результате изучения психолого-педагогической литературы, знакомства с существующим опытом работы по проблеме изучения индивидуальных особенностей мотивации учения у младших школьников была выдвинута Цель исследования: экспериментально изучить влияние мотивации учения на уровень образованности уча ...