На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности умственно отсталые школьники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.
Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знание психологии ребёнка помогает педагогу лучше понять его склонности, желания, выявить особенности и на этом основывать коррекционную направленность занятий по изобразительному искусству.
Знание анатомии, физиологии и гигиены позволяет строить обучение детей соответственно их возрастным особенностям и глубине деффекта. В первую очередь следует учитывать развитие высшей нервной деятельности умственно отсталых детей, которая определяет все психические процессы, в том числе и способность к творчеству.
Педагог должен знать, что для умственно отсталого ребёнка младшего школьного возраста характерно недостаточное развитие анализаторов, слабая координация движений рук и глаза, быстрая утомляемость, нарушение пространственной ориентировки, воображения, памяти и других психических функций.
Знания, умения и навыки рисования, лепки дети получают на занятиях.
Содержание и методы проведения занятий по изобразительной деятельности должны быть тесно связаны с впечатлениями, получаемыми детьми в процессе наблюдений окружающей действительности, чтения книг и т. п.
Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности – проявления детского творчества.
Элементы игры, используемые во время объяснения темы, будят работу мысли, воображения. По мере овладения изобразительными навыками игровые моменты отступают на второй план, так как ребёнок начинает передовать задуманный образ средствами рисунка, лепки, аппликации.
Занятия изобразительным искусством способствуют развитию речи умственно отсталых школьников, обогащению их словарного запаса. Яркая эмоциональная речь воспитателя поможет ребёнку глубже осмыслить процесс изображения.
На занятиях по изобразительной деятельности ребёнок преобретает ряд практических умений и навыков, которые помогут ему в трудовой деятельности.
Другое по теме:
Взаимодействие
семьи и школы в воспитании школьников
Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установления взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея взаимод ...
Единство образования и самообразования
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах: 1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни ...
Экологическое сознание как область междисциплинарных исследований
Начало ХХI века четко обозначило тенденцию, в связи с которой стало ясно, что изменения в природной среде имеют не только биосферное значение, но и приобретают огромную социальную значимость. Современная экологическая ситуация стала формой проявления двух стихий, пересечением социальных и естествен ...