Новая педагогика » Методы коррекции с использованием лепки в условиях специальной коррекционной школы » Задачи всестороннего развития умственно отсталых младших школьников средствами лепки

Задачи всестороннего развития умственно отсталых младших школьников средствами лепки

Страница 1

На занятиях лепкой предполагается решение следующих задач: формировать умение сравнивать и анализировать свойства предметов обьёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве; познакомить учащихся с назначением и применением пластических материалов в народном хозяйстве, в быту; обучать элементарным приёмам работы с этими материалами, формировать двигательные трудовые навыки, координирующие работу кистей рук; развивать эстетические представления у учащихся, обогащать их словарный запас специфическими терминами.

Дети любят лепить, рисовать, конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь создаёт условия для всестороннего воспитания и развития детей.

Умственное воспитание. Как всякая познавательная деятельность – изобразительная – имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Прежде чем сделать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.

Для умственно отсталых детей большую роль играет наглядность. Но также они должны создавать свои работы по представлению, развивая память. Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания обьектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвует зрение, осязание, движение рук.

Занимаясь лепкой дети знакомятся с материалом, с его свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Всё это способствует их умственному развитию. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, созданием построек и изготовлением поделок детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставление и установление различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

Так, по форме предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек или цеплёнка, нужно раскатать комочки глины кругообразными движениями.

Под руководством взрослого дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различия до более тонкого.

На занятиях по лепке развивается речь детей. Усвоение названия форм, цветов, и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря.

Нужно активно привлекать детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих поделках, высказывают суждения о работе других детей.

Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они преобретают в процессе лепки: умения пользоваться орудиями (стекой), планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, а также задумывать и осуществлять свой замысел, привлекать для этого все имеющиеся в данный момент средства. При проведении занятий нужно создавать благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность и любознательность.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Формирование экологических представлений об объектах и явлениях природы
Игры с предметами Игра «Когда это бывает?» Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях. Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают так ...

Диагностика уровней сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста
В данном параграфе нами описаны ход и результаты констатирующего эксперимента, целью которого являлось определение уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился с 01 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г На первом этапе был проведен I констатирующий ...

Общая характеристика познавательных процессов
Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. И ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru