В античные времена существовали две модели воспитания – афинская и спартанская. Они резко отличались целями, методами, средствами и результатами воспитания. Афинская модель предполагала гармоничное воспитание личности, включающее умственное, физическое, эстетическое, нравственное развитие. Афиняне должны были уметь музицировать и петь, слагать стихи и вести беседу. Кроме того, велось приобщение к благодетели.
Спартанцы же, напротив, предполагали в человеке физическое начало, чем духовное. Спарта готовила будущих воинов, которые могли не владеть эпистолярным навыком или умением красиво петь, но зато должны были искусно владеть оружием, тактикой ведения боя и т.д. Идеалом воспитания являлся сильный, мужественный воин, способный переносить лишения, боль и трудности.
Столь резкие различия в этих воспитательных моделей объясняются политическими и экономическими особенностями государств. Спарта являлась центром работорговли, кроме этого, она часто вела завоевательные походы и другие войны, поэтому, чтобы сохранить боевой дух государства, воспитание молодого поколения считалось делом государственной важности и имело жесткий характер. Также принципиальное отличие моделей воспитания Афин и Спарты заключалось в том, что спартанской система подавляла личность, а афинская – наоборот, культивировала индивидуальность.
И в Афинах, и в Спарте дети до 7 лет обучались и воспитывались в семье. В Спарте здоровые мальчики и девочки покидали семью и обучались в закрытых школах. Следует отметить, что не все дети могли дожить до этого: больных и слабых малышей, как правило, убивали. Многие дети погибали и во время обучения в школе.
Афинская модель воспитания была намного мягче. Дети после 7 лет шли в школу в сопровождении раба, которого называли «педагогом» - детоводителем. В целом, школьное воспитание Афин носило развлекательный характер. Дети в школах отдыхали от труда, проводили досуг, который, как полагали древние греки, способствует физическому и духовному развитию.
Сравнивая эти две модели воспитания, спартанская сильно проигрывала, ее часто критиковали. Аристотель, который предлагал начало воспитания детей с «заботы о теле», однако, осуждал Спарту за жестокость и насилие. Он писал, что тяжелые физические упражнения превращают детей в «диких животных». «Гимнастика предназначена для формирования прекрасного, а не дикого животного», - писал Аристотель.
Другой древнегреческий философ – Платон – в трактате «Законы» предлагал соединить спартанскую и афинскую системы воспитания, соблюдая «золотую середину». Платон предлагал уделять большое внимание физическим упражнениям и танцам. Однако, в другом его труде – «Государство» - ясно прослеживается афинской педагогической традиции.
Так же, как Аристотель и Платон, многие другие античные философы поддерживали афинскую модель воспитания или предлагали объединить ее со спартанской, дабы достичь всестороннего, идеального воспитания. Например, римскую модель воспитания часто называют объединяющей Афины и Спарту, потому что в Риме физическое воспитание существовало наряду с умственным и духовным.
Подводя итог, можно сказать, что афинская модель воспитания продвинулась намного дальше, чем спартанская, так как одна лишь физическая сила без душевного благородства – ничто. Древние греки сформулировали идеальную цель воспитания – всестороннее (духовное и физическое) и гармоничное развитие личности. Также Афины существенно повлияли на основную закономерность педагогики – обучение и воспитание граждан детерминируется государственно-политической системой. Демократия в государстве дает возможность развития гуманистической педагогической системы.
Другое по теме:
Формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих ди ...
Общая характеристика дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. В сфере ощущений отме ...
Сущность межпредметных связей
Целостная научная картина мира является мозаикой, состоящей из множества дисциплин, изучающих теории различного характера. Но, не смотря на то, что изучаемый материал очень разнообразен, между его различными элементами существуют логические цепочки, или связи, которые именуются межпредметными (МПС) ...