В настоящее время в начальной школе РФ действует «стандарт второго поколения» (2004 год), но до вступления этого стандарта в силу, действовал стандарт «первого поколения» (1998 года). В 1999 году все начальные школы РФ «осуществили переход» на четырёхлетнюю начальную школу.
Стандарт начального образования является нормативным документом, устанавливающим комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования выпускника начального звена общеобразовательной школы.
Необходимость создания стандарта подсказана теми изменениями, которые происходят в настоящее время в обществе, прежде всего демократизацией всех сфер общественной жизни.
Являясь государственной нормой образованности, он отражает общественные цели воспитания и учитывает индивидуальные возможности растущей личности в их достижении.
Разработка и совершенствование государственного общеобразовательного стандарта начального образования основывается на реализации общих и конкретных его целей, которые в своей основе устойчивы и не меняются продолжительное время.
Исходные общие цели этой ступени образования определяют выделение специфических для начального обучения областей общего образования, которые могут быть реализованы в разнообразных программах, учебных планах, учебниках и в целом – в методических системах.
В современной начальной школе меняются приоритеты целей начального образования. На первый план она выдвигает цели воспитания и развития личности ребёнка на основе формирования его учебной деятельности. При этом не уменьшается внимание к усвоению младшими школьниками предметных знаний, умений, навыков.
Система стандартов начального образования предполагает работу по совершенствованию методики начального обучения. На основе смены приоритетов целей начального образования стимулируется разработка содержания обучения – разнообразных программ, учебных планов, более полно и точно учитывающих психические особенности и возможности различных возрастных групп младших школьников, сензитивные периоды их развития. Именно это обеспечивает эффективную реализацию задач гуманизации и гуманитаризации начального образования, преодоление его избыточной идеологизации и политизации, что формировало, особенно в младшем школьном возрасте, неверное представление ребёнка об окружающем мире, искажённую мораль. В связи с этим в стандарт введены требования к усвоению этических норм, культуры поведения, показывающие уровень воспитанности выпускника начальной школы. На каждый учебный предмет возлагается осознанное участие в этом процессе, а достижения в их реализации выступают реальными стандартами начального образования.
Таким образом достигается формирование разных граней культуры человека: физической, интеллектуальной, эстетической и т.д.
Начальное общее образование – первая ступень общего образования.
В РФ начальное общее образование является обязательным и общедоступным.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей
:
· развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
· воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
· освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
· сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщённости и перегрузки обучающихся.
Другое по теме:
Комбинированный урок
Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название - комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подстру ...
Механизмы развития дислексии
Чтобы понять механизмы развития этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое. Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора: речедвигательный, который помо ...
Рекомендации по усовершенствованию социальной работы по формированию положительного
отношения подростков к здоровью
Проблема здоровья подрастающего поколения считается чрезвычайно важной во всем мире, так как оно является основным показателем благополучия общества и государства. В последние годы наблюдается неуклонный рост числа заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детей и подростков, возникновение кото ...