Люди живут и работают в разных природных зонах: на равнинах и в горах, среди лесов и на степных просторах, в холодной тундре и в знойной пустыне. Они возделывают землю, разводят животных, добывают и перерабатывают полезные ископаемые, выплавляют металлы, строят города, прокладывают дороги и т. д. Все необходимое для жизни — воздух и воду, тепло и свет, пищу и полезные ископаемые — люди получают от природы. Чтобы правильно пользоваться благами природы и не наносить ей вред, ее нужно очень хорошо знать. Но для этого недостаточно иметь ответы на вопросы: где и какая природа? Современная физическая география не только дает описание той или иной части земной поверхности. Она объясняет, почему природные условия разнообразны. Например: почему у полюсов всегда холодно и поверхность покрыта снегами и льдами? Почему на экваторе всегда жарко, растут вечнозеленые леса, а животные такие, каких у нас нет? Почему в одних местах — обширные болота, а в других — песчаные пустыни? И т. д.
География должна также отвечать на вопрос о том, как лучше использовать богатства природы, чтобы она не обеднела, чтобы не исчезали леса, не истощалось плодородие почв, не иссякали реки; как восстанавливать и преобразовывать природу в интересах человека. От ученых требуется заранее предвидеть те изменения, которые могут произойти в природе в результате вмешательства людей. Как, например, отразится на растительности и почвах создание водохранилищ, осушение болот, обводнение пустынь? Поэтому ученые-географы проводят исследования природы с учетом воздействия на нее человека. География изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах. Затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, она помогает лучше понять современный этап мирового развития.
Современная география – это наука об окружающей среде, о взаимодействии человека и природы. Сложность и многообразие объектов исследований делают науку многоотраслевой. В этом плане современная география имеет больше преимуществ перед другими отраслями знаний, так как обладает наиболее развитой инфраструктурой и разнообразными методами исследований.
При утрате части своих исторических территорий, после распада СССР, Россия остаётся крупнейшим государством мира. Изучение её природы и ресурсов, экономических и социальных проблем населения является по-прежнему важнейшим условием обеспечения нормальной жизнедеятельности страны. Но это есть приоритеты географической науки и географического образования. Поэтому надо отчетливо понимать, что если сегодня мы забудем об этом, и будем продолжать разрушение географического образования, то завтра для изучения обширных российских территорий придётся звать иноземцев. Однако оказаться в зависимости от Запада в такой стратегически важной сфере будет унизительно и опасно.
Если не уделять должного внимания географическому образованию, то может случиться, что подрастающее поколение не будет знать не только пространственной конфигурации своей страны, например, какие территории на западе и востоке страны входят в состав России, но и её площадь.
Являясь одной из древнейших наук, география уверенно сохраняет свой глубокий познавательный потенциал. Нелишне напомнить, что географические знания повлияли на становление эволюционного учения и цивилиографию, что такие понятия как «регуляция», «космос», «окружающая среда», «сфера разума» в современный научный мир пришли через географию. По этой причине географию невозможно вычеркнуть из интеллектуального процесса. География как научная область остаётся способной не только объяснять сущность происходящего и расширять научную картину мира, но и предлагать оригинальные решения и конкретные разумные пути к достижению подлинной пространственной гармонии .
Другое по теме:
Система образования Франции
В послевоенных конституциях подтверждается принцип, что «нация должна гарантировать равный доступ детей и взрослых к образованию, профессиональному обучению и культуре; предоставление бесплатного светского общедоступного образования на всех уровнях должно быть обязанностью государства». Однако обра ...
Классификация
наглядных средств обучения
Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации. В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы ...
Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...