г. Комсомольска-на-Амуре
Для достижения поставленных целей и задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре.
Нами были опрошены учителя географии школ города.
Учителям было предложено ответить на вопросы анкет.
первая (приложение 2) была направлена на выявление степени удовлетворенности педагогов различными сторонами профильного обучения в школе;
вторая (приложение 3) – на выявление степени удовлетворенности учителями результатами деятельности профильных классов, и процессом воспитания и жизнедеятельности в профильном классе.
Анализ первой анкеты дал нам следующие результаты:
- при ответе на вопрос об удовлетворенности организацией учебного процесса в профильных классах (нагрузка, расписание, подбор учащихся и т. д.), мнения учителей разделились 50 на 50, первые остаются довольны, но нагрузка очень большая, вторые же – не довольны;
- при ответе на второй вопрос: удовлетворены ли условиями работы в профильном классе (наличие кабинета, оборудование, программное обеспечение, возможность вести элективные курсы и т. д.), учителя ответили так: 66% остаются не довольны, а остальные довольны, но хотелось бы лучших условий;
- отвечая на вопрос об удовлетворенности содержанием труда в профильном классе, всем 100% учителям работа нравиться;
- при ответе на вопрос: удовлетворенность моральной оценкой своего труда в профильных классах 80% учителей выбрали вариант «меня достаточно ценят, я вполне удовлетворен (а)», а 20% учителей затруднились ответить на этот вопрос;
- 100% учителей не довольны своей заработной платой.
Таким образом, результаты первой анкеты показали, что степень удовлетворенности педагогов-географов различными сторонами профильного обучения в школе соответствует в среднем «3» - «3,6» баллов (оценка проводилась по пятибалльной системе).
Анализ второй анкеты дал нам следующие результаты:
- при ответе на вопрос о смысле профильного образования, большинство учителей выбрали такие варианты:
познание основ наук (изучение предметов базового цикла) учащимися;
подготовка к получению профессии;
научение школьников самопознанию и самосовершенствованию;
- наибольшее удовлетворение при работе в профильном классе учителя получают от атмосферы в коллективе профильного класса; от успехов учащихся в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях; от учебных результатов своих учащихся; от взаимоотношений с учащимися и от возможности проявления себя, своих способностей и умений как педагога.
Взаимоотношения с коллегами по работе в профильном классе, учебный процесс в целом и уровень требований вызывают у учителей наибольшую неудовлетворенность;
- отвечая на третий вопрос анкеты, наибольшую неудовлетворенность в жизнедеятельности профильного класса вызывает организация учебного процесса, отсутствие дополнительной методической литературы и трудности, связанные с приобретением учебников;
- главным достижением работы в профильном классе учителя считают социальную адаптацию учащихся, выбор ими профессии и успех учащихся в конкурсах, олимпиадах и т.п.
- нерешенными проблемами, связанными с профильным обучением являются такие проблемы, как:
● недостаток элективных курсов (курсов по выбору);
● не достаточное количество предлагаемых профилей школой;
● не достаточное количество часов отводимых школой для элективных курсов;
● организация обучения в профильном классе;
● профиль, выбранный школой;
● успеваемость учащихся профильных классов в целом.
- оценивая состояние профильного обучения в школе, все учителя оценили его как «удовлетворительное».
Результаты первой и второй анкет позволяют сделать вывод о слабой удовлетворенности учителей профильным географическим образованием и несовершенной системы профильного обучения в школе.
Нами также были опрошены 50 учащихся 11-х классов с целью выявления степени удовлетворенности ими результатом процесса воспитания и жизнедеятельности в профильном классе. Учащимся была предложена анкета (приложение 4). Анализируя анкеты, мы получили следующие результаты:
- при ответе на первый вопрос, 60 из 100% отдали свое предпочтение варианту «подготовка к получению профессии» (рис.1), 34% - варианту «развитие своих интересов, способностей». А вариантам «сам процесс обучения престижен» и «получение аттестата с отличными оценками» выбрали всего 4% учащихся, также не пользовался популярностью вариант «познание, понимание окружающей жизни» и др.
Другое по теме:
Анализ практики социальной работы с подростками по формированию положительного
отношения к здоровью
В государственном учреждении образования "Средняя школа № 12" г. Гомеля проводятся следующие виды социальной работы по формированию положительного отношения у подростков к собственному здоровью: 1. Профилактическая работа: использование медицинских средств профилактики болезней, вредных п ...
Социально-психологические детерминанты развития субъекта созидательной
коммуникации
Созидательная коммуникация - это процесс межличностного взаимодействия, способствующий развитию субъектности как интегративного свойства индивидуальности, процесс, в ходе которого возникает возможность инициировать и поддерживать условия субъект-субъектного взаимодействия. Социально значимой являет ...
Японские вузы
Поскольку будущее ученика по окончании средней школы зависит от оценки его способностей при поступлении в престижную школу второй ступени и университет, большинство учащихся всех классов несколько вечеров в неделю посещают специальные подготовительные учебные заведения «дзюку». Считается, что будущ ...