обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Проектирование учебной деятельности в трактовке Н.Ю. Пахомовой на основе метода проектов, состоит из нескольких этапов, на каждом из которых происходит последовательное уточнение проекта:
цели и задачи проекта, анализ ситуации, выдвижение проблемы;
идея проекта, этап генерации идей и методов решения задач, творческий акт к поиску идей решения;
организационный этап проекта, определение участников проекта, время, место и роли, терминология, понятийный аппарат (для нахождения общего языка);
таблица ответственности, план-график, ответственные и их взаимодействие;
диаграмма исследования проекта;
характеристика ключевых ситуаций, проектирование и прогнозирование ситуаций;
диалог, принципы взаимодействия людей между собой;
моделирование вариантов ожидаемых результатов;
инструкция, документация по проекту;
формальности: авторские права, издание, лицензирование, идея проекта, концепция, педагогика;
описание: композиция, диалоги, инструкции для координатора проекта, для учителя-предметника, приложения.
Дальнейшее развитие метод проектов получил в связи с использованием в учебном процессе телекоммуникационных технологий. Подробную характеристику их дает Е.С. Полат.
Первоначально телекоммуникационные технологии использовались в сфере образования лишь как удобный и оперативный вид связи, и вся работа в сети заключалась в обмене письмами. Как показала международная практика и проведенные эксперименты, специально организованная целенаправленная совместная деятельность в телекоммуникационной сети дает высокий педагогический эффект.
В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, позволяющий обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Поскольку телекоммуникационный проект является компонентом системы образования и призван решить учебно-воспитательные задачи, определяемые стандартами содержания, программой и учебным планом, следует не упускать из вида, что работа над проектом должна быть включена в конкретный образовательный контекст.
Цели проектов варьируют от чисто прагматических, например, выучить иностранный язык до нетрадиционного образования таких, как культурный диалог живущих в разных странах. Телекоммуникационные проекты стимулируют познавательную деятельность студентов, актуализируют их контакты.
К хорошо дидактически разработанным проектам, можно отнести телекоммуникационные учебные международной образовательной программы "World Classroom" "Всемирный класс", рассчитанный на поддержку учебных планов обучения по тематическому признаку: естественные науки, словесность, общественные науки, специальные и межпредметные проекты, служебная и методическая информация по использованию сети. В этой программе одновременно используются возможности телеконференций и электронной почты. Участникам программы рассылаются комплекты учебных материалов, состоящие из учебных пособий для студентов и методических руководств для учителя. кроме того, участники программы получают руководство, в котором подробно описываются телеконференции, указываются время подключения к каждой из них. Участники проектов "Всемирный класс" могут не только работать над собственными проектами, но и следить за работой других групп, выполняющих проекты по другим темам. Это особенно важно для студентов и их преподавателей, кто только включается в проектную деятельность.
Телекоммуникационная сеть Lanet объединяет все университеты Англии, а в рамках проекта Сатриз - 2000 оказались объединены 2000 школ из разных стран.
Особое место среди международных проектов занимают экологические проекты. Как правило, их проводят известные международные организации и движения, например, ЮНЕСКО, Гринпис. Результаты таких исследований обычно публикуются в газетах и журналах, делаются сообщения по ТВ и радио.
Ведущие исследования по проблеме использования телекоммуникаций и метода проектов в учебном процессе в последние годы проведены Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, Е.Н. Ястребцевой, З.И. Батюковой, материалы которых были использованы нами.
Другое по теме:
Классификации методов психолого-педагогических исследования
Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: · организационные; · эмпирические; · по способу обработки данных; · интерпретационные. К организационны ...
Методика использования контрольно-аттестационного комплекта на занятиях по
дисциплине «Экономика»
Контроль знаний и умений учащихся по дисциплине «Экономика» является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой "обратной связью" между учителем и учен ...
Воспитанность как комплексное свойство личности
Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности. Воспитательный процесс в современной школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесс ...