Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые… Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки… А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному в окружающем природном мире и к самим себе?
Одной из важных проблем педагогики является формирование у детей нравственного и эстетического отношения к окружающей действительности: семье, людям, природе, материальным и духовным ценностям.
Формирование начал нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности у детей заняло значительное место в философских научных трудах (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, А.К. Дремов и др.); в психолого-педагогических исследованиях (П.П. Блонский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др.).
Изучение данных научных исследований показало, что нравственно-эстетическое воспитание, наряду с физическим и умственным, является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне — развитой личности.
Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо.
Роль метода наблюдения в процессе формирования эстетического отношения к природе несомненна. Умение видеть (наблюдать, чувствовать, сопереживать, любить, помогать) природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие эстетического воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, ребенок должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует посто янного общения с природой.
Цель исследования: изучить влияние наблюдения на формирование эстетических чувств старших дошкольников.
Объект изучения: формирование эстетических чувств старших дошкольников.
Предмет исследования: влияние наблюдения на формирование эстетических чувств старших дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование у старших дошкольников эстетических чувств посредством метода наблюдения будет эффективно при включении в процесс воспитания специально организованных наблюдений (за животными и природой) и проведении бесед по ним.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и экологическую литературу по теме;
рассмотреть отечественные и зарубежные подходы к изучению эстетического воспитания (выделить методы, средства и формы воспитания);
изучить особенности метода наблюдения и его влияние на формирование эстетических чувств старших дошкольников;
провести диагностику исходного уровня эстетического отношения старших дошкольников к природе и провести формирующий эксперимент, направленный на формирование эстетических чувств старших дошкольников в процессе наблюдения;
составить рекомендации, направленные на формирование эстетических чувств к природе у дошкольников в процессе наблюдения.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, метод математического анализа.
Другое по теме:
Цель, задачи, методика проведения исследования
Данная работа была проведена на базе МДОУ № 69 комбинированного вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. С 8 января по 14 февраля 2008 года. Цель нашего исследования: изучение фонетико – фонематических функций у дошкольников с детским церебральным параличом. Задачи: 1. Обследоват ...
Обучение Швеции
В Швеции более 30 высших учебных заведений, в том числе 10 университетов (семь из них государственные). Два самых древних университета находятся в Упсале (основан в 1477) и Лунде (основан в 1666). В 1995 в Упсальском университете обучались 18 тыс. студентов, в Лундском и столичном Стокгольмском – п ...
Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку
Тестирование
как метод педагогического исследования означает "целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса ". В основе данной формы контроля леж ...