Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребенка.
В среднем и, особенно в старшем дошкольном возрасте, по мере обогащения жизненного и музыкального опыта, развития психики ребенка, у него вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточиться на осмыслении особенностей музыкальной интонации и ее изменениях, развивается способность к индивидуальной интерпретации музыки, опосредованной прошлым опытом, образами пережитых ранее психологических ситуаций. Интерпретация внемузыкальных образов и ассоциаций при этом может опираться на яркие картины и сюжетные рассказы, включающие образы-воспоминания и образы-фантазии. В этом возрасте ребенок воспринимает музыку более осмысленно, а единство эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе восприятия музыки проявляется гораздо ярче.
Восприятие музыки – это сложный многоплановый процесс: в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков (высота, тембр, сила и т.д.), осмысление предыдущего опыта, ассоциации с происходящим в настоящее время, следование за развитием музыкальных образов, их переживание и оценка.
Необходимо обратить внимание на то, что качество музыкального восприятия зависит не только от возраста ребенка, но и от уровня его музыкального и общего развития, обусловленного социальным окружением. Если с детства ребенок растет в "немузыкальной" среде, у него может сформироваться негативное отношение к "серьезной" музыке, что в дальнейшем отрицательно скажется на его музыкальных предпочтениях, музыкальном вкусе, а прочувствованное, осмысленное восприятие музыки может уступить место ее поверхностному слушанию .
Музыкальное восприятие, являясь сложным, многоплановым психологическим процессом, во многом зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, прежде всего от типа его нервной системы, общих и музыкальных способностей. Дети, обладающие ярко выраженными общими и музыкальными способностями, проявляют умение с необычной интенсивностью длительное время концентрироваться на восприятии музыкальных произведений, проявляя устойчивость внимания и живость эмоционального отклика.
Исследования Б.М. Теплова показали, что качество музыкального восприятия связано с природными свойствами нервной организации и не исчерпывается только эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности человека, среди которых важное место занимают тонкость эмоциональных переживаний, творческой воображение, фантазия, художественное восприятие мира.
В старшем дошкольном возрасте дети поражают нас своими открытиями, выдумками, фантазией. Они самые старшие в детском саду. В этот период идет активная анатомо-физиологическая перестройка всего организма. Функциональные возможности организма в этом возрасте создают условия для более интенсивного укрепления здоровья по сравнению с младшим дошкольным. Старшие дошкольники хотят быть крепкими и здоровыми, их двигательная активность повышается. В это же время формируется психологическая готовность к обучению в школе, возникает стремление вступить на эту новую ступеньку. Поведение наших воспитанников заметно меняется. Они хотят выполнять задания учебного характера. Игра по- прежнему занимает ведущую позицию, однако ее содержание меняется. Это уже не столько воспроизведение действий с предметами, сколько отношения с людьми, соблюдение правил, вытекающих из той роли, которую исполняет ребенок в игре. В этом возрасте интенсивно развивается изобразительная деятельность дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте дети любят слушать классическую музыку разных эпох и направлений. Продолжают развиваться навыки слушания музыки (слушать до конца, в полной тишине). При последовательном развитии музыкального восприятия у ребят формируется устойчивый интерес к музыке, закладывается художественный вкус.
К первому классу дети должны иметь достаточно развитое и осознанное музыкальное восприятие. Разносторонне образованный музыкант и известный ученый Б. J1. Яворский отмечал, что «в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как членораздельную речь». В этой связи очень важным является умение дать словесную оценку музыке. Уже к шести годам у детей формируется способность мотивированно оценивать музыкальное произведение. В этом возрасте словарный запас детей достаточно велик, поэтому они могут аргументировано рассказать, какие эмоции и настроения вызывают у них звуки музыки. Дети могут не только различать общую эмоциональную окраску мелодии, но и определять средства ее выразительности (интонацию, характер, темп, тембр, динамику), контрастные образы (грустно – весело, быстро – медленно, громко – тихо).
Другое по теме:
Роль классической
музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном учреждении дети должны не только обучаться практическим музыкальным умениям, в том числе и слушанию музыки, но и получать необходимые знания о музыке, интересные сведения о жизни и творчестве выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а также наиболее ярких особенностях музыкальных ...
Психологические особенности изменения картины мира у наркозависимых лиц
Наркомания сегодня выходит на одно из первых мест среди проблем, серьезно угрожающих физическому, социальному, а главное - духовному здоровью и благополучию нации. Уже не надо никому доказывать, что это явление в России становится не просто проблемой, а настоящим национальным бедствием. Наркомания ...
Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших
школьников
Младший школьный возраст является периодом перехода от детства к зрелости и одним из важных периодов в формировании личности. В этом возрасте происходят различные изменения: быстрый физический рост, изменение физиологических функций и органов, формирование навыков поведения и привычек, которые связ ...