Демографический взрыв, аграрное перенаселение, недостаток земли послужили причинами переселения западных украинцев в конце ХІХ в. в Канаду, США, Бразилию, Аргентину и др. страны. Для организации набора и перевозки переселенцев существовали специальные компании (условия перевозки западноукраинских крестьян часто напоминало транспортировку африканских рабов в прошлом. На новых местах украинские эмигранты оказывались в тяжелых и непривычных условиях.
На протяжении второй половины ХІХ в. из Восточной Галиции и Северной Буковины эмигрировало приблизительно 250 тыс. чел., из Закарпатья – 170 тыс. чел. Австрийское правительство не придерживалось последовательной политики в эмиграционном вопросе – сначала игнорировало его, а позднее запретило эмиграцию, возвращая переселенцев обратно. Но эти меры не остановили эмиграцию.
Вопросы.
1. С какими трудностями, по вашему мнению, пришлось столкнуться семье крестьянина-эмигранта на новых землях?
2. Как вы понимаете термин «эмиграция», «трудовая эмиграция»?
Работа с контурной картой.
Обозначьте направления трудовой эмиграции из западноукраинских земель.
ІV. Закрепление новых знаний и умений учеников.
Беседа по вопросам.
1. Расскажите об административно-территориальном устройстве западноукраинских земель во второй половине ХІХ в.
2. Какое влияние имела аграрная реформа 1848г. на развитие экономики?
3. Какие изменения произошли в сельском хозяйстве западноукраинских земель во второй половине ХІХ в.?
4. Объясните термин «трудовая эмиграция», «демографический взрыв».
Работа с картой.
1. Покажите на карте Восточную Галицию, Северную Буковину, Закарпатье.
2. Покажите на карте страны, в которые переселялись эмигранты из Западной Украины.
V. Итог урока.
Заключительное слово учителя.
Сельское хозяйство Западной Украины было обременено остатками крепостничества. Крестьянская реформа превратилась на практически неприкрытый, циничный грабеж крестьянства. На долю крестьян выпали малоземелье, безземелье, бедность, разорение. Несправедливые экономические отношения в западноукраинских землях вызывали аграрное переселение, которое усилилось демографическим бумом. Десятки тысяч крестьян вынуждены были эмигрировать или идти на заработки в соседние государства.
VІ. Домашнее задание.
1. Изучите текст учебников (51 п.28 (гл.1), п. 29 (гл.1.2).
2. Подготовьте сообщения на темы «Развитие галицких городов», «Львов во второй половине ХІХ в.», «Развитие торговли в западноукраинских землях во второй половине ХІХ в.».
Тема урока: «Наш край в конце ХVІІІ в. – в первой половине ХІХ в.»
Цель урока:
- познакомить учеников с историей родного края в первой половине ХІХст., показав ее в контексте судьбы украинских земель в составе Российской империи;
- формирование умений и навыков, находить исторические знания из литературы, краеведческих музеев школ, райцентров, областных центров;
- пользоваться выступлениями одноклассников как источником знаний;
- выступать с сообщениями на исторические темы;
- воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: карта, контурная карта, картосхема, экспонаты школьного музея, выставка книг по истории родного края.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока
І. Организационный момент.
ІІ. Изучение нового материала.
1. Наш край на карте Украины.
2. Ознакомление с литературой по истории родного края.
3. Краеведческие музеи нашего края.
4. Хозяйственная жизнь нашего края в первой половине ХІХ в. Его особенности и тенденции.
5. Главные общественно-политические события первой половины ХІХв.
6. Деятельность общественно –политических организаций на территории нашего края в первой половине ХІХ в.
7. Антикрепостные восстания на территории нашего края в первой половине ХІХ в.
8. Развитие культуры на территории нашего края: а) образование; б) наука; в) фольклор; г) литература; д) живопись; е) театр; ж) скульптура; з) архитектура; и) народный быт; к) художественные промыслы.
ІІІ. Закрепление новых знаний.
ІV. Домашнее задание.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Изучение нового материала.
Методические рекомендации: учитель заранее тщательно готовит этот урок, максимально привлекая учеников к поиску краеведческой информации; во время проведения урока учитель может создавать временные рабочие ученические группы, использующие музейную экспозицию, литературные источники, легенды, которые раскрывают историю родного края в первой половине ХІХ в. В своих выступлениях ученики обязательно знакомят одноклассников с источниками, которыми они пользовались. С помощью учителя они готовят наглядный материал: картосхемы, таблицы, фотографии памятников истории и памятников архитектуры, карту памятных событий, хронологическую таблицу. В ходе урока можно предложить ученикам составить таблицу «Наш край в первой половине ХІХ в.».
Дата |
Населенный пункт |
Событие |
Источник информации |
Другое по теме:
Информационное обеспечение процесса обучения, развития элитных специалистов
- развитие информационно-аналитической системы; информационной поддержки системы менеджмента качества; единого учебно-методического хранилища электронных образовательных ресурсов; системы управления учебным процессом в аспирантуре; модуля рейтинговой оценки деятельности студентов и преподавателей; ...
Реализация методических рекомендаций по обучению прикидке и оценке результатов
вычислений в 5- 6 классах
Фрагмент урока №1 Класс
: шестой Тема
: «Умножение положительных и отрицательных чисел» Тип урока
: закрепление нового материала Цель фрагмента
: на основе правил сравнения и умножения положительных и отрицательных чисел без вычислений, путем рассуждений (экономя тем самым время), выполнять задания ...
Японские вузы
Поскольку будущее ученика по окончании средней школы зависит от оценки его способностей при поступлении в престижную школу второй ступени и университет, большинство учащихся всех классов несколько вечеров в неделю посещают специальные подготовительные учебные заведения «дзюку». Считается, что будущ ...