Специфика восприятия и интерпретации невербальной информации в педагогическом общении раскрыта в работах Н.Р. Битяновой, А.А. Леонтьева, В.В. Мироненко, Л.И. Митиной, Е.А. Петровой, Г.А. Цукерман, и др.
Методы обучения декодированию невербальной информации раскрыты в трудах Н.Р. Битяновой, Ю.Н. Емельянова, В.А. Лабунской, Т.А. Шкурко и др.
Обучение элементам декодирования невербальной информации через психолого-педагогические тренинги рассмотрены в работах Н.М. Гаджиевой, Ю.Н. Емельянова, Н.В. Кислинской; Е.В. Кузнецовой, Н.И. Никитиной, Т.Р. Яценко и др.
В современной педагогической литературе наблюдается количественный рост исследований, посвященных проблемам постдипломного педагогического образования (О.В. Акулова, Э.В. Балакирева, Т.Н. Беркалиев, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Л.А. Даринская, В.А. Козырев, М.Д. Матюшкина и др.)
Проблемы методов обучения взрослых раскрываются в работах О.В. Владимирской, В.Н. Вершинина, Т.И. Блиновой, А.П. Панфиловой, Е.Л. Крутий, Н.В. Маковецкой и др.
Очевидно, что такие подходы обогащают и расширяют сферу исследовательской деятельности в области обучения декодированию невербальной информации. Несмотря на многоаспектное освещение в научной и методической литературе вопросов, касающихся темы нашего исследования, не нашло отражение проблема развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ в процессе взаимодействия субъект-субъектных и субъект объектных отношений. В связи с этим, можно сделать вывод о наличии ряда противоречий:
между требованиями современной образовательной школы к специалисту, способному самоактуализироваться, проявлять творчество в педагогической деятельности, и профессиональной готовностью учителя формировать у учащихся только лишь знания, умения и навыки;
между объективной общественной потребностью в специалистах, владеющих всеми средствами педагогического общения, способными ориентироваться в трудных ситуациях педагогического взаимодействия, готовых к личностно-ориентированному обучению, и несовершенством их подготовки в области невербальных аспектов общения;
между необходимостью целостного анализа невербальных средств педагогического общения как фактора развития коммуникативных умений педагога и неразработанностью диагностико-методического комплекса по его осуществлению;
между значительным количеством работ в области невербального общения и явным недостатком методических рекомендаций по использованию совокупности невербальных средств в организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе;
между педагогическим потенциалом декодированной педагогом невербальной информацией и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью процесса его использования.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность обозначенных выше вопросов, позволяет сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие развитию умений декодирования невербальной информации у учителей педагогических школ? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: невербальная информация как результат педагогического общения.
Предмет исследования: процесс развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ.
Гипотеза исследования: развитие умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ будет осуществляться наиболее эффективно при следующих условиях, если:
будет разработана система методов и приемов, способствующих развитию умений декодированию невербальной информации учителями общеобразовательных школ и носить комплексный характер;
теоретически и практически доказана возможность декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ при условии гуманистически ориентированного педагогического процесса;
подобран комплекс диагностических методик, способных определить уровни и критерии сформированности умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ;
при обучении будут использоваться методы активного обучения, доминирующую роль среди которых играют педагогические тренинги.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
Другое по теме:
Психологические особенности начального этапа обучения
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до10-11 лет (1 – 4 классы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста нельзя считать неизменяемыми. Они зависят от готовности ребенка к школе, а так же от того, с какого времени начинается и как идет обучение ...
Игры на уроках лексики и фразеологии. Многозначность слова
Во вступительной беседе следует кратко рассказать о многозначности (полисемии), которая придаёт чрезвычайную яркость и выразительность русской лексике. Многозначность слова – это его способность употребляться в разных значениях. Поскольку значение слова можно определить только в связи с другими сло ...
Психолого-педагогическая характеристика ребенка 3-х летнего возраста
По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, 3-х летний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологического развитие. К трем годам память, восприятие, воображение и внимание ребенка начинают приобретать человеческие свой ...