Третий этап (2004-2005) – заключительно-обобщающий. На этом этапе проводилась обработка и обобщение полученных теоретических и экспериментальных данных, осуществлялась их систематизация, обосновывались выводы исследования. Осуществлялось оформление рукописи диссертации.
База исследования. Основная опытно – экспериментальная работа проводилась на базе Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования. Исследованием были охвачены учителя общеобразовательных школ г. Ставрополя – всего 650 человек.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые невербальные средства общения исследованы как составная часть педагогической компетентности и как средство развития коммуникативных умений педагога; уточнена сущность и объем понятий «умения декодирования невербальной информации», «невербальная компетентность»; выявлены уровни сформированности умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ; определены дидактические возможности развития умений декодирования невербальной информации как составной части педагогической компетентности; разработана и теоретически обоснована дидактическая технология развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ на основе андрагогической модели обучения (А.А. Андреев, С.И. Змеев, Г.А. Ильин, М. Махлин, М.Ш. Ноулз и др.)
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлена и обоснована специфика процесса развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ на основе использования интерактивных методов с учетом общепедагогической и андрогогической модели обучения; подвергнуты сопоставительному историческому и научно-теоретическому анализу понятия «невербальное общение», «невербальные средства общения», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», «невербальная интеракция», «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность»; разработана программа развития умений декодирования невербальной информации у педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактической технологии развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ; выделении критериев для определения уровней сформированности умений декодирования невербальной информации; выделении уровней сформированности умений декодирования невербальной информации; определении и экспериментальной проверке условий эффективной реализации дидактической модели развития умений декодирования невербальной информации; разработке спецкурса «Развитие умений декодирования невербальной информации у педагогов» Сформированные в диссертации положения могут использоваться в управлении учебным процессом в школе; способствовать повышению качества образования в общеобразовательной школе; материалы и разработанный спецкурс могут успешно применяться при обучении педагогов в системе институтов повышения квалификации работников образования.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались системным подходом к целостному решению проблемы; методологической обоснованностью и логичностью исходных теоретических положений исследования; использованием комплекса методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки количества испытуемых, статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа.
На защиту выносятся:
Для эффективной организации процесса развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ, необходима разработка специального курса, содержащего в себе общие сведения о невербальных средствах общения и процессах декодирования невербальной информации; особенностях процесса декодирования невербальной информации в практике организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе; этнокультурных особенностях декодирования невербальных средств общения при организации учебно-воспитательного процесса в школе в условиях поликультурного региона.
Профессионально-педагогическая поддержка учителей общеобразовательных школ, основываясь на комплексе диагностических методик, позволяет реализовать оптимальный мониторинг процесса формирования постдипломной характеристики специалиста, индивидуализировать рекуррентное обучение в условиях модернизации образования.
Другое по теме:
Стадии развития коллектива
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную тех ...
Система образования Франции
В послевоенных конституциях подтверждается принцип, что «нация должна гарантировать равный доступ детей и взрослых к образованию, профессиональному обучению и культуре; предоставление бесплатного светского общедоступного образования на всех уровнях должно быть обязанностью государства». Однако обра ...
Особенности музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и м ...