В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности и тренированности детей делят на три медицинские группы: основную, подготовительную, специальную (в соответствии с Всемирной Организацией Здравоохранения).
Подготовительная медицинская группа включает детей, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же обязательные типы занятий, но при условии постепенного воздействия упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму. Занятия в подготовительной медицинской группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе: обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом дети, отнесённые к данной группе, нуждаются в постепенном освоении комплекса дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности.
К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определённых учебной программой.
С целью более дифференцированного подхода к значению двигательных режимов детей, относящихся к специальной медицинской группе по тяжести и характеру заболевания, А. И. Белоусов (2006), например, подразделяет на две группы: А и Б.
К группе «А», по его мнению, относятся дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями.
К группе «Б» относятся школьники с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой системы, мочевыделительной системы, печени, высокая степень рефракции зрения с изменениями глазного дна и другие).
В.Л. Страковская (1987) выделяет следующие заболевания, наиболее часто встречающихся среди младших школьников.
Нарушение осанки. Осанка – это привычная, непринужденная манера держать своё тело. При правильной осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка лёгкой и упругой.
М. Д. Рипа и В. К. Величенко (1998),например, выделяют клинические симптомы различных типов нарушений осанки.
Плоскостопие. Б.Г. Булич (1993) отмечает, что плоскостопие у детей младшего школьного возраста встречается часто. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой – так как они лишают стопу её естественной гибкости.
Заболевания сердечнососудистой системы. Нарушение деятельности сердечнососудистой системы ребенка может возникнуть от различных причин. Это могут быть функциональные нарушения: расстройство сердечного ритма, повышение или понижение кровяного давления. Причиной их возникновения могут быть возрастные изменения функционирования желез внутренней секреции, неустойчивость нервной системы, особенно ее вегетативного отдела, отступления от правильного режима дня, недостаточное пребывание на свежем воздухе, малоподвижный образ жизни.
Артериальная гипотония. Встречается у физически ослабленных детей (на фоне гипокинезии и нервной перегрузки).
Артериальная гипертония. У младших школьников артериальное давление наблюдается как первичное заболевание – это первая стадия гипертонической болезни, или как вторичная (симптоматическая) гипертония почечного происхождения (при аномалии развития почек и др.). Наличие первичной артериальной гипертонии у младших школьников подтверждается при установлении предрасположенности к этому заболеванию, которое передаётся по наследству («семейная гипертония») от родителей и даже родственников. В этой стадии гипертонии общее состояние учащегося может не страдать, жалоб он не предъявляет. Школьники с вторичной почечной или сосудисто-почечной гипертонией должны быть зачислены в специальную медицинскую группу .
Близорукость (миопия). Согласно данным специалистов, миопия – это генетически наследственно обусловленное нарушение зрения, в большинстве случаев начинающее отчётливо проявляться в школьные годы, однако, систематические занятия физической культурой, и специальными упражнениями стабилизируют и предупреждают развитие близорукости (Б.Г. Булич, 1998).
Ожирение. Избыточное отложение жировой ткани у детей младшего школьного возраста – явление распространённое. В.В. Колбанов (2000), например, считает, что этому заболеванию содействует наследственный фактор, семейный уклад: привычка к чрезмерному калорийному питанию, малоподвижному образу жизни. Вторичное ожирение обусловлено эндокринными нарушениями (в частности – недостаточностью функции щитовидной железы), травматическими повреждениями головного мозга, родовой травмой. У детей нередко развивается вторичная церебральная форма ожирения.
Другое по теме:
Индивидуальная работа с родителями
Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна. Индивидуальное общение, если оно продуманно построено учителем, как правило, результативно. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с учителем, родители откровеннее р ...
Экологическое сознание как область междисциплинарных исследований
Начало ХХI века четко обозначило тенденцию, в связи с которой стало ясно, что изменения в природной среде имеют не только биосферное значение, но и приобретают огромную социальную значимость. Современная экологическая ситуация стала формой проявления двух стихий, пересечением социальных и естествен ...
Проведение интервью участников медиа-проектов
Анализируемые проекты реализовывались школьниками на Летней Школе Общественных Инициатив, которая проходила летом 2004 года. В процессе проведения интервью с участниками данных проектов была проведена оценка значимости данных проектов с точки зрения их о образовательной и социальной значимости. Исс ...