Подвижные игры в этом возрасте развивают быстроту, выносливость, гибкость, ловкость, координацию движений. Младшие школьники способны проявлять большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие двигательные действия, требующие большой затраты сил и энергии, чередуются кратковременными перерывами, активным отдыхом.
Значительное место, по мнению большинства исследователей, занимают подвижные игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догонять-убегать», игры с подпрыгиванием на одной ноге и двух, с прыжками через условные препятствия и через предметы.
М.А. Рунова (2002) считает, что все подвижные игры должны оказывать равностороннее воздействие на организм, стимулировать деятельность всех его систем, содействовать росту и развитию ребёнка. Подвижные игры должны применяться на уроке физической культуры с учётом всех возрастных особенностей младшего школьника. При определении их интенсивности нужно учитывать, что организм детей в этом возрасте продолжает расти и развиваться, что на эти процессы организм ребёнка расходует значительную часть своих энергетических ресурсов.
Вопрос о классификации подвижных игр применительно к задачам физического воспитания школьников является одним из самых важнейших в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе.
Исходя из учёта главных мотивов игровой деятельности и взаимоотношений, играющих при достижении, стоящих перед игрой целей, подвижные игры делятся на три группы.
Игры некомандные. Для данной группы игр характерно то, что в них отсутствуют общие цели играющих. В этих играх дети подчиняются определенным правилам, которые предусматривают личные интересы играющего и отражают интересы и других участников.
Переходные к командным. Для них характерно то, что в них отсутствует постоянная общая цель для играющих, и нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх играющий, по своему желанию, может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность.
Командные игры. Прежде всего, данные игры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, полным подчинением личных интересов играющих устремлением своего коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятное влияние на развитие психофизических качеств.
Исходя из специфических условий проведения соревнований по комплексам подвижных игр среди школьников В.Г. Марц (2003) предлагает своеобразную классификацию. Она создана на основании следующих характерных признаков: двигательной активности участников; организации играющих; преимущественно проявления двигательных качеств; преимущественного вида движений.
В целом, игры очень трудно систематизировать так, чтобы игры одной группы были строго ограничены от игр другой группы. Одновременно группы должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому нельзя говорить о преимуществе одной группы над другой.
В основе подвижных игр лежат физические упражнения, в ходе которых участники преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Они являются действенным средством физического воспитания, активного отдыха, улучшают здоровье.
Г.И. Погадаев (2000), например, отмечает, что подвижные игры способствуют воспитанию воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.
О.С. Макарова (2001) считает, что игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.
Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. М.Н. Жуков (2002), например, выделяет на 2 большие группы: подвижные и спортивные. В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.
В.Г. Яковлев (1990) указывает на то, что целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы.
Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма.
Другое по теме:
Сущность понятия «речевые умения»
Поскольку объектом работы является процесс развития речевых умений, в первую очередь необходимо рассмотреть и сравнить определения «речевых умений». Зимняя И.А. определяет умения как способы успешного выполнения действий, опирающихся на знания; способность человека выполнять какую-либо деятельность ...
История
становления классного руководства в российской школе
До 1917 в средних учебных заведениях функции классного руководителя в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских — классные дамы (осуществлявшие главным образом надзор за поведением учащихся). После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей ст ...
Полоролевые различия в нравственном развитии
Дети непохожи друг на друга. И наиболее явные различия между детьми связаны с их полом. Известно, что половые различия важны для процесса развития личности. Для мальчиков и девочек существуют различные стили поведения, игры, увлечения и т.д. Замечено, что мальчики более склонны к проявлениям агресс ...