До 1917 в средних учебных заведениях функции классного руководителя в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских — классные дамы (осуществлявшие главным образом надзор за поведением учащихся). После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующей задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.
В 1923 г. классное наставничество было официально ликвидировано и сделана ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того - ученические организации в середине 20-х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности у детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся - первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива, организация учебно-воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни, работа с родителями.
В 30-х гг. в отечественной школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно-урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов.
В 1934 г. выходят Устав и Положение о единой трудовой школе, где отмечается, что обязанности по организации учебно-воспитательного процесса в первичных коллективах школы – классах – возлагаются на классного руководителя.
Просуществовав некоторое время, не получившая необходимого законодательного установленного должностного статуса эта должность была упразднена, что не препятствовало усложнению обязанностей, возлагаемых на педагогических работников в связи с выполнением функций классного руководителя в дополнение к основным обязанностям учителей – предметников.
Процесс послевоенного развития системы народного образования СССР был сложным. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг. внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.
В 1947 г. было утверждено новое Положение о классном руководителе, которое полнее и четче определило его цели и функции. В этом документе содержались указания о планировании воспитательной работы и формах отчетности.
Негативное влияние на школу 40-50-х гг. оказал характерный для того периода авторитарный административный стиль руководства. Основной задачей классного руководителя, по Положению 1947 г., являлась организация и сплочение классного коллектива. Не менее важным аспектом деятельности было идейно-политическое воспитание учащихся.
В круг обязанностей классного руководителя входили и работа с пионерской и комсомольской организациями, изучение школьниками "Правил для учащихся", контроль за их посещаемостью и успеваемостью, надзор за дисциплиной и поведением и так далее. Рекомендовалось заниматься и изучением учащихся, но о конкретных методиках речи практически не велось, да и осуществляться подобное исследование должно было не в интересах отдельной личности, а для создания работоспособного классного коллектива.
В дальнейшем круг обязанностей классного руководителя мало изменился. Создание детского коллектива и идеологическое воздействие на учащихся остаются ведущими направлениями в его деятельности.
С 1970 основные обязанности классного руководителя определялись Уставом средней общеобразовательной школы. Положение о классном руководстве 1971 продолжило линию, выработанную в 30-е гг. — ориентация на коллектив учащихся. В основные задачи классного руководителя "входило воспитание у учащихся идейной убеждённости, обществ, сознания и готовности к активному участию в обществ, жизни; воспитание учащихся в духе коммунистической морали; трудовое воспитание учащихся, подготовка их к жизни, к сознательному выбору профессии; борьба за высокое качество успеваемости, глубокое усвоение основ наук, развитие познавательной активности; содействие эстетическому и физическому воспитанию, укреплению здоровья детей".
Другое по теме:
Метафизические и психологические основы образования
Образование Платон тесно связывал со своими метафизическими взглядами. В основном, его учение касалось мира идей. Платон полагал, что индивидуальное человеческое сознание принимает активное участие в мироздании. Также философ полагал, что сознание человека состоит из трех частей, как и весь мир: лу ...
Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению
двигательных нарушений при детском церебральном параличе
Основной задачей физического воспитания при ДЦП является укрепление общего здоровья ребенка. Наибольшее значение в этом имеет соблюдение режима, нормализация жизненно важных функций организма - питания и сна, закаливание, способствующее повышению устойчивое к простудным заболеваниям и нормализации ...
Педагогические воззрения Сократа и его значение в
истории педагогики
Сократ (около 469 год до н. э. – 399 г. до н. э.) - древнегреческий философ, родился в Афинах. Сократ является первым ученым-философом, перешедшим от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, его души и всех составляющих. Как известно, Сократ излагал свои мысли устно, в форме дискуссий, ...