К концу 1980-х годов был разработан проект программы "Освобожденный классный руководитель (воспитатель) ", направленный на внесение принципиальных изменений как в должностной статус классных руководителей, так и в представления об осуществляемой ими деятельности, смыслом которой признавались защита и рзвитие личности учащихся, а содержанием деятельности – реализация комплексной программы, состоящей из подпрограмм "Здоровье", "Общение", "Учение", "Досуг", "Образ жизни".
Проект был экспериментально апробирован в ряде регионов, вследствие чего в отдельных школах появились классные воспитатели. Однако, несмотря на полученные позитивные результаты, феномен классного руководства как самоценной формы профессиональной педагогической деятельности не получил законодательного закрепления.
В начале 1990-х гг., согласно Российской педагогической энциклопедии, в обязанности классного руководителя были включены общее руководство учебно–воспитательной работой в классе, организация и координация внешкольных занятий учащихся, обеспечение физического и нравственного развития личности школьника, создание условий для развития интеллектуальных, творческих способностей, самоопределение, самореализации, самоорганизации и самореабилитации учащихся.
В 2003 г. Педагогический энциклопедический словарь закрепил предложенное Российской педагогической энциклопедией определение классного руководителя, а выпущенной в 2005 г. словарь по педагогике заменил классного руководителя классным воспитателем, обозначив, что его обязанности входят организация и воспитание классного коллектива.
На сегодняшний день действует приказ №21 Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 года "Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений", который сохраняет свою актуальность и сегодня.
Другое по теме:
Педагогические воззрения Сократа и его значение в
истории педагогики
Сократ (около 469 год до н. э. – 399 г. до н. э.) - древнегреческий философ, родился в Афинах. Сократ является первым ученым-философом, перешедшим от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, его души и всех составляющих. Как известно, Сократ излагал свои мысли устно, в форме дискуссий, ...
Коррекционно-логопедическая работа
над голосом детей, страдающих ринолалией
Многолетняя практика показывает, что наилучших результатов в коррекции речи детей, страдающих ринолалией, позволяет достичь комплексная методика работы. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляц ...
Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Еще М.В. Ломоносов отмечал, что задача гимназии - способствов ...