Вся детско-взрослая жизнь полна ситуаций, требующих для своего завершения указанных действий. Взрослому вовсе не дан "взгляд" ребенка, и вовсе не предопределено то, что ребенок обратится на взрослого, начнет искать и опробовать его позицию. Для кризиса детства характерна как раз потеря форм взаимообращения, потеря форм соотнесения "взглядов" детей и взрослых.
Б. Д. Эльконин считает, что посредник должен представить саму ту особую жизнь, именно жизнь, из которой он "пришел" и из которой возможен и имеет место его взгляд на другую жизнь. Такова его первая задача, и без ее решения категорически невозможно решение второй, которая и состоит в том, чтобы обернуть и вернуть эту особую полную и идеальную жизнь на "саму землю", что и значит — оформить идею как позицию, с которой видна "реальность" .
По мнению Эльконина, в координации снятия — явления, в поиске и удерживании "точки" их одновременности и состоит работа взрослого как посредника. При этом само общение выступает вовсе не как изолированное элементарное взаимодействие. Сама подобная изоляция требует преодоления погруженности в иное (непроизвольное функционирование). Тем самым общение в момент своего совершения оказывается интенсивным и энергичным действием по организации и упорядочиванию импульсивного и стихийного функционирования. Посредник и является субъектом такого действия.
Уточняя далее, Эльконин говорит, что задача взрослого — инициировать такие действия ребенка, которые воздействуют на мир, но вместе с тем воздействуют так, чтобы не вызвать некоторых обратных действий. Но ведь это есть одна из существенных характеристик того специфического действия, которое можно назвать пробным. Итак, задача взрослого — построение специального пробного пространства действий ребенка и инициация его действий в нем, т.е. инициация пробных действий.
Замыслом посредничества является представление реалии идеальной формы жизни. Явление идеальной формы строится посредником через сознание той особой ситуации, которая составляет структуру события, т.е. через взаимность двух переходов: между наличным и иным и идеальным и реальным.
Эльконин выделяет трудность и основную задачу посредника – оборот другого на себя, свое особое существование и видение, т.е. обнаружение способа взаимоперехода ситуаций его и своей жизни и построение этого перехода.
Поляризация и пограничность задают место и работу посредника. В данном случае – это тот, вернее те, кто смогут выстроить взаимопереход между взрослением и культурой, например, символизировав какой-либо вид культурной продуктивности как этап взросления.
Эльконин утверждает, что пространство совместной работы взрослых и детей должно быть выстроено так, чтобы взрослый оказался как бы между своей собственной культуросозидательной работой и культуроосвоительной работой детей с ним.
Таков должен быть способ функционирования тех взрослых, которые организуют жизнь в образовательном пространстве (учителей, например). Попросту, там же, где взрослый учит детей, он должен иметь место и условия для собственного профессионального становления. И всем это должно быть видно.
Другое по теме:
Диагностика общей и мелкой моторики детей 3-х летнего возраста
Задание 1. Ходьба по лестнице. Задание 2. Прыжки на месте. и с чередованием ног) Задание 3. Бросание и ловля мяча. Задание 4. Диагностика мелкой моторики. Физические упражнения. Уровень развития Ходьба по лестнице Прыжки на месте Бросание и ловля мяча На основе проведенных опытов и обследования бол ...
Методическая разработка занятия по иностранному языку
Многогранная деятельность учителя предполагает составление им сценария урока, опору его деятельности или рабочий план урока, который будет носить субъективный характер. В плане учитель прогнозирует свою деятельность в единстве с деятельностью учащихся, регулируя ее. При этом он творчески подходит к ...
Краткий обзор программ, воспитывающих у дошкольников
эмоциональную отзывчивость к прекрасному в природе
В настоящее время существует несколько программ, которые обращают особое внимание на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному: Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Программа «Семицветик» – авторы В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. Программа «Приобщение дете ...