Новая педагогика » Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений » Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах

Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах

Страница 1

Занятие обычно строится по плану:

1) вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;

2) чтение воспитателем всего текста,

3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,

4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном

возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто "Игрушки"; Е. Благинина "Огонек"; Д. Хармс "Кораблик" и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5–6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е. Благининой "Флажок", воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто "Лошадка" дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном

возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.

Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.).

Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" – образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый), довести до ребенка понимание смысла стихотворения.

В старшем дошкольном

возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин "Ель растет перед дворцом"; И. Суриков "Зима"; Е. Благинина "Посидим в тишине"; Е. Серова "Незабудки"; С. Есенин "Белая береза"). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Рак и Щука". Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Эффективные методы и принципы, используемые в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству и художественному труду
Изучение теоретического материала по вопросу «Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду» позволил нам выделить и проверить в практике работы школы те методы и принципы, которые в большей степени способствуют эффективному обучению младших школьников ...

Организация элитного образования
Овладение высшем образованием в университете предполагает подготовку специалиста качественно нового типа – специалиста-исследователя, способного, используя накопленный личностный потенциал и полученные компетенции, на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность. Вырастить элитного спе ...

Роль ИЗО-деятельности в развитии детей
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отече ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru