Целостная научная картина мира является мозаикой, состоящей из множества дисциплин, изучающих теории различного характера. Но, не смотря на то, что изучаемый материал очень разнообразен, между его различными элементами существуют логические цепочки, или связи, которые именуются межпредметными (МПС). Существование МПС обусловлено наличием единого корня у различных научных течений, в результате чего в различных дисциплинах используются одинаковые понятия, законы, методы изучения материала и т.п
МПС выполняют следующие функции: 1) образовательные; 2)воспитательные; 3)развивающие .
Образовательные функции МПС нацелены на формирование целостной научной картины мира. Т.е. МПС выступают как дидактическое условие, метод отражения в индивидуальном сознании ученика объективных взаимосвязей различных форм движения материального мира, единства теории и практики.
Воспитательные функции. Интегрирование и координация содержания учебных предметов закладывают прочный фундамент научного миропонимания. Широкие философские обобщения–материальное устройство мира, законы развития и взаимосвязь явлений природы и общества–основываются на фундаментальных законах естествознания и обществознания. Развитие методологических понятий (закон, явление, гипотеза, модель, процесс), создающих системность знаний ученика, возможно лишь на основе широких МПС. В анализе МПС прежде всего выделяется их мировоззренческая роль, раскрытие диалектико-материалистических основ развития общества и личности, единства науки и художественного творчества. Воспитательные функции МПС проявляются при их осуществлении в гуманитарных науках, через развитие этических и эстетических понятий, способствующих формированию нравственно-эстетических идеалов.
Развивающие функции. Повышая научно-теоретический и идейно-воспитательный уровни содержания знаний, МПС активизируют умственную деятельность школьника. Развивающие функции межпредметных связей влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Через осуществление МПС ученики развивают своё логическое мышление, применяя свои знания в конкретной ситуации через перенос знаний.
Выстраивая модель классификации МПС, необходимо опираться на три системных основания: информационная структура учебного предмета, морфологическая структура учебной деятельности, организационно-методические элементы процесса обучения. Рассмотрение МПС с позиции целостности процесса обучения показывает, что они функционируют на уровне трёх взаимосвязанных типов:1) содержательно-информационных 2)операционно-деятельностных 3)организационно-методических.
1) Содержательно-информационный тип.
Название связей даны в соответствии с обобщёнными единицами научных знаний, названиями наук и форм общественного сознания.
Фактические связи. МПС на уровне фактов–это установление родства изучаемых в разных учебных дисциплинах фактов, подтверждающих и раскрывающих общие идеи и теории. Фактические связи играют существенную роль на начальной и средней ступенях обучения. Преобладание этого вида связей предопределено структурой изучаемых на данных ступенях учебных предметов.
Понятийные связи. Понятие–это форма человеческого мышления, с помощью которого познаются общие, существенные признаки предметов. Понятия должны быть гибкими, подвижными, относительными.
Мп понятия связи–это расширение и углубление признаков предметных понятий, и формирование общих для родственных предметов понятий. Психологический механизм формирования обобщённых понятий составляет перенос, «т.е. применение опыта к совершенно другим и разнородным вещам, когда синтезированные в понятии признаки встречаются в совершенно другом конкретном окружении других признаков.»
Теоретические связи. Теория–это система научных знаний, в которых отражена взаимосвязь фактов понятий законов, постулатов, следствий, практических положений, относящихся к определённой предметной области. Мп теоретические связи в современных условиях обучения представляет собой поэлементное приращение новых компонентов общенаучных теорий из знаний, полученных на уроках по родственным предметам. Теоретические связи позволяют представить каждую теорию и закон как частные случаи более широких теорий и диалектических законов.
Мп философские связи–это обобщение конкретно-научных и философских представлений о мире, лежащих в основе усвоения учащимися ведущих идей диалектического и исторического материализма как метода познания и преобразования мира. Усложнение МПС по возрастным ступеням обучения позволяет одновременно повышать уровень их обобщения и соответственно развивать способность к методологическому обоснованию. Это расширяет границы научно-теоретического мышления. На основе общих положений материалистической философии выявляются сходные линии развития специализированных знаний, и складывается стройная система научно-философской картины мира. Содержание учебных программ позволяет реализовать МПС на уровне философских обобщений, которые требуют в основном перспективных связей с курсом обществоведения и введения отдельных философских понятий на более ранних этапах обучения.
Другое по теме:
Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста
К моменту поступлению детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического различия. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, могут уже по-р ...
Метафизические и психологические основы образования
Образование Платон тесно связывал со своими метафизическими взглядами. В основном, его учение касалось мира идей. Платон полагал, что индивидуальное человеческое сознание принимает активное участие в мироздании. Также философ полагал, что сознание человека состоит из трех частей, как и весь мир: лу ...
Высшее образование в странах немецкого языка. Германия
Университеты и высшие технические школы. Высшее образование в ГДР финансировалось государством. Критериями для приема абитуриента в вуз были вступительные отметки и персональные рекомендации, содержавшие в том числе и оценку его политической лояльности режиму, поведения и общественной активности. В ...