Новая педагогика » Реализация социальным педагогом психотерапевтических методов по формированию навыков общения и снижению уровня застенчивости, пассивности младших школьников » Описание методик для экспериментальной части исследования

Описание методик для экспериментальной части исследования

Страница 7

Цель формирующего эксперимента: провести работу по развитию общительности, снижению уровня застенчивости и пассивности у детей младшего школьного возраста.

Для начала раскроем понятия малообщительности, застенчивости и пассивности.

У малообщительного ребенка контакты с окружающими людьми избирательны и в значительной степени определяются направленностью его интересов. У него обычно есть какое-то увлечение – рисование, конструирование, коллекционирование и т.п., которое он предпочитает общению со сверстниками или избирательно контактирует с теми из них, которые имеют сходные интересы.

Иногда некоммуникабельность (малообщительность) ребенка – это единственная его особенность, отличающая его от сверстников, и все остальное развитие ребенка происходит нормально. В этих случаях недостаточная общительность может быть проявлением индивидуального психического склада ребенка.

Застенчивость – комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах – это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх.

Застенчивость – состояние стеснения в присутствии других людей. Застенчивый значит стыдливо-робкий, смущающийся.

«Быть застенчивым» значит быть ребенком, с которым трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости, необщительности и склонности к уединению.

Пассивный ребенок всегда как бы заторможен, он вял и апатичен. Кажется, ничто на этом свете не способно вывести его из состояния сонливости и медлительного созерцания. У него нет желания присоединиться к веселым играм сверстников – он предпочитает сесть на самую последнюю парту, забиться в угол и оттуда наблюдать за слишком шумным, по его мнению, миром.

Пассивный ребенок может неплохо учиться, но его интеллектуальным способностям тяжело проявиться в полную силу именно из-за его пассивности.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Выявить уровень общительности, застенчивости и пассивности у детей.

2. Подобрать определенные методики, которые будут необходимы для проведения занятий с детьми.

3. Провести занятия с детьми, которые будут включать в себя игротерапию, арттерапию и сказкотерапию.

4. Подвести итоги по завершении занятий с детьми.

Первый этап формирующего эксперимента

Для проведения первого этапа формирующего эксперимента нами была взята группа детей из неполных и неблагополучных семей в возрасте от 10-12 лет в количестве 10 человек.

На первом этапе формирующего эксперимента мы использовали метод сказкотерапии и применили сказку «Котенок» (см. приложение 6), направленную на устранение проблем в общении с окружающими, чувства одиночества и беззащитности у детей.

Выбирая сказку, мы учитывали доступность языка изложения, характер проявлений, выявленных на констатирующем этапе, соответствие сюжета сказки возрастным особенностям детей. В ходе рассказывания сказки был использован наглядный материал для лучшего восприятия и появления интереса к сказке у детей. В процессе слушания детьми сказки, нами было отмечено, что они переживали за героев, выражали эмоции. В сказке были предусмотрены определенные игры, такие как «Самое лучшее», «Установление дистанции», «Комплименты». Кроме этих игр мы проводили упражнение для передачи в кругу тепла и любви друг другу пожатием (сжиманием) руки рядом стоящего и посылали воздушные поцелуи. По окончании сказки дети выражали свое отношение к персонажам, событиям, проблемам, ситуациям. Процесс группового обсуждения сказочных ситуаций существенно обогащал жизненный опыт детей: чем больше было вариантов реагирования (мнений ребят), тем более адаптированными к жизни они будут. Они отвечали на заданные нами вопросы, такие как, например, «Кто вам понравился в этой сказке?», «Каким Котенок был вначале? Как ты думаешь, он всегда был таким?», «Какой была девочка Маша? Как она отнеслась к Котенку?», «Бывают ли такие истории в жизни?», «Чему мы можем научиться у этой сказки?». Важным моментом в процессе работы со сказкой являлось создание детьми рисунков Котенка, таким, каким его увидели дети, каким он им показался. А также рисование солнышку лучиков, во время которого дети были сосредоточены на выполнении рисунка, радовались каждому нарисованному лучику и, как нам показалось, были очень счастливыми, у них возникли ощущения психологического комфорта, защищенности, успеха.

Таким образом, результаты по изменению (частичному) черт характера: застенчивости, малообщительности, пассивности детей на первом этапе констатирующего эксперимента и на первом этапе формирующего эксперимента представили на графике (см. график 3).

График 3 – Изменения черт характера детей на разных этапах экспериментов

Вывод: по итогам результатов изменения (частичного) черт характера детей на первом этапе констатирующего эксперимента и на первом этапе формирующего эксперимента, которые проводились на базе государственного учреждения социального обслуживания Владивостокского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Маяк», путем наблюдения за детьми, мы отметили, что малообщительны уже два ребенка (20%), застенчив всего один ребенок (10%) и пассивных только два ребенка (20%), а также дети в группе стали дружнее и добрее по отношению друг к другу.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другое по теме:

Выявление у дошкольников исходного уровня эстетического отношения к природе
Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 54». В эксперименте участвовали старшие дошкольники (10 человек). Возраст детей (от 5,6 до 6 лет). Детский сад воспитательно-образовательную работу осуществляет по программе «Детство», раздел экологического воспитания «Ребенок открывает для себя ми ...

Содержание и задачи процесса приобщения дошкольников к этнической культуре
Потребность в воспитании и обучении подрастающего поколения существовала уже в далеком прошлом; в каждом народе живет стремление передать накопленный жизненный опыт и мудрость молодым. Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как соци ...

Психологические особенности детей 10 – 12 лет
Средний школьный возраст (от 10-11-15 лет) (отрочество, подростковый возраст) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V-IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Самый трудный и сложный из всех д ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru