Покажем, как были получены эти результаты, проведя решение задачи.
Решение. Для решения задачи используем классический закон преобразования (сложения) скоростей: скорость тела в неподвижной системе отсчета равна сумме скорости тела в подвижной системе отсчета и скорости самой подвижной системы отсчета: . Движение происходит вдоль оси ОХ и соответственно закон преобразования (сложения) скоростей записывается через проекции скоростей на ось ОХ:
.
1. В системе отсчета, связанной с Землей, скорости заданы в условии задачи и их проекции на ось ОХ соответственно равны: ;
м/с;
м/с.
2. В системе отсчета, связанной с мотоциклистом:
;
м/с = – 20 м/с;
;
м/с – 20 м/с = – 15 м/с;
;
м/с – 20 м/с = 0.
3. В системе отсчета, связанной с велосипедистом:
;
- 5 м/с = – 5 м/с;
;
м/с – 5 м/с = 15 м/с.
Сведения в таблицу полученных результатов дает наглядное представление об относительности скорости, о роли системы отсчета в определении последней.
Целесообразно показать, что все системы отсчета в кинематике равноправны, но следует выбирать такую систему отсчета, которая приводит к рациональному решению задачи. Для этого целесообразно решить одну и ту же задачу в разных системах отсчета.
Задача.
Тело брошено вертикально вверх со скоростью . Когда тело достигает верхней точки траектории, из того же места и с той же скоростью
вертикально вверх брошено второе тело. Через сколько времени от момента бросания второго тела произойдет встреча этих тел?
Задачу решают в системе отсчета, связанной с Землей, и в системе отсчета, связанной с одним из тел.
Решение 1. За начало отсчета координаты принимают место бросания тел на Земле. Ось OY направляют вертикально вверх. За начало отсчета времени принимают момент бросания первого тела (рис. 1).
Рис. 1
Записывают уравнение движения для первого тела:
;
;
;
;
.
Уравнение координаты для первого тела:
,
где – координата первого тела в любой, произвольный момент времени.
Другое по теме:
Компоненты вычислительной культуры
Трудно, а может быть даже невозможно дать исчерпывающее определение музыкальной культуры индивидуума или его культуры мышления, да и вообще понятие культуры вряд ли поддается однозначному определению. Можно лишь попытаться выделить те элементы, наличие которых является необходимым признаком культур ...
Ознакомительное чтение как цель и средство обучения иностранному языку в
средней школе
Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и рассматривается как перцептивно-мнемическая деятельность, которая направлена на извлечение информации из печатного текста и процессуальная сторона которой носит аналитико-синтетический характер, предопределяемый конкретной целью ...
Биологическое разнообразие насекомых
Класс насекомых относится к типу членистоногих, где вместе с многоножками они образуют подтип трахейнодышащих. От близких групп членистоногих они отличаются следующей комбинацией признаков: тело поделено на голову, грудь и брюшко, имеется три пары ходильных ног, у большинства видов развиты крылья. ...