В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях.
Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (д/и “Определи первый звук”), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра “Цепочка слов”).
Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение “Найди место звука в слове”). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры “Кто в домике живет?”, “Собери букет”), в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л (игры “Кто быстрее соберёт вещи?”, “Магазин”).
В игровом упражнении “Найди пару” ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.
С помощью занимательных игр-головоломок типа “Построй пирамиду” дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в “цветочном магазине” можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.
Оригинальна игра “Как их зовут?”, по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.
Определение твердости или мягкости первого согласного звука можно закрепить в д/и “Два домика”.
По серии картинок дети определяют “третий лишний” звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре “Четвертый лишний”.
Деление слов на слоги закрепляется в игре “Украсим елку” {двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.).
Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырех лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскладывают картинки по звукам-человечкам (Ане – арбуз, альбом, автобус и т.д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: “Эхо”, “Поле чудес”, “Живые звуки”, “За грибами”, “Отбей мячом слово по слогам”. Развивают фонематический интерес игры: “Подбери рифму”, “Доскажи словечко”, “Слова-перевёртыши”, “Добавлялки”.
Особенно нравятся дошкольникам игры с различными манипуляциями: “Поймай рыбку”, “Звенит-жужжит”, “Телеграф”.
“Покорми горохового человечка” – так называется д/и, способствующая одновременно и становлению фонематический слух, и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет “А” – ребёнок отвечает “нет”, “Ф” – “нет”, “М” – “нет”, “Р” – “Да. Кушай, Рома, пожалуйста!” и с этими словами отправляет в рот “человечку” одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать “человечку” две горошины. Разные имена дают дети “гороховому человечку” – в зависимости от контрольного звука (Семён, Захар, Миша, Женя, Володя, Рома, Игорь, Костя, Гена и др.).
Упражнения и игры на развитие слухового внимания:
“Какие звуки нарушают тишину?”,
“Кто услышит больше звуков?”,
“Назови звуки групповой комнаты”,
“Назови звуки улицы”,
“Вспомни звуки леса, луга, болота”,
“Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,
“Жмурки с колокольчиком”,
“Ладушки”,
“Морзянка”,
“Чей голос?”,
“Солнце или дождик”,
“Угадай по звуку, что делать?”,
Звучание музыкальных инструментов.
Песенки насекомых.
Голоса животных, птиц.
Звуки транспорта.
Звуки рабочих инструментов.
Задачи по формированию фонематического восприятия у дошкольников
Установление эмоционального контакта с ребенком.
Развитие положительного интереса к занятиям.
Формирование основ слухового и зрительного внимания.
Формирование умения воспринимать речевые и неречевые звуки.
Развитие понимания обращенной речи.
Привлечение внимания к предметам и явлениям.
Формирование регулятивной функции речи, т.е. умения управлять своим поведением на основе словесных инструкций в деятельности.
Развитие системы межанализаторных связей как основы для анализа неречевых и речевых звуков.
Указания по организации занятий
Помните о главной направленности проводимого занятия.
Приготовьте необходимые игрушки, направленные на движение и звуковой эффект, а также картинки, аксессуары, музыкальные инструменты.
Всегда реагируйте на звуки, которые произносит ребенок.
Говорите медленно и четко, сопровождая речь мимикой.
Общаясь с ребенком, оречевляйте каждое действие.
Используйте различные формы поддержки ребенка — улыбку, поглаживание, обнимание.
Не оказывайте физическую помощь ребенку, у которого возникают трудности в повороте головы или фиксации взгляда.
Заканчивайте задание прежде, чем оно надоест ребенку, своевременно переключив его на другую деятельность.
Другое по теме:
Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном
образовательном учреждении
Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов д ...
Пути и средства подготовки студентов к применению игровых технологий
на этапе пропедевтики
На этапе пропедевтики (первый курс) студенты, с одной стороны, получали некоторую первоначальную информацию об игре, специфике игровой деятельности при изучении курсов «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Общая психология», с другой стороны, субъективный опыт игровой деятельности, и ...
Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом
Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60 – Х годах М.В. Ипполитовой и Л.А. Даниловой. Авторами были представлены рекомендации по развитию зрительного, тактильного, слухового восприятия в игровой деятельности, по формированию време ...