Новая педагогика » Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях » Индивидуальная работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями

Страница 5

Ошибки в нравственном воспитании детей нередки в семьях, где растет один ребенок. Единственные дети живут среди взрослых, мало общаются со сверстниками и постепенно начинают осознавать исключительность своего положения, а иногда и пользоваться этим. Часто родители таких детей сами занимают неправильную позицию в отношениях с ними. В одних случаях детей чрезмерно балуют, выполняют все их прихоти, постоянными заботами ограничивают самостоятельность, снижая тем самым возможность нормального развития. В других, возлагая на ребенка все свои надежды и переоценивая его еще неокрепшие силы, родители занимают все свободное от школы время сына или дочери занятиями музыкой, иностранным языком, фигурным катанием, художественной гимнастикой и т. д. В результате из жизни ребенка уходит детские игры, забавы, детская непосредственность, общение со сверстниками.

Наблюдения многих учителей показывают, что в семьях, где дети повседневно общаются с братьями и сестрами, они растут более жизнедеятельными, быстрее налаживают контакты, находят свое место в коллективе.

Беседуя с родителями, имеющими одного ребенка, целесообразно остановить их внимание на следующих вопросах.

1. Развивая способности ребенка, не следует воспитывать в нем сознание своей исключительности. Это почти всегда приводит к разочарованиям, неудовлетворенности, конфликтам с товарищами. А неосуществленные повышенные притязания, поражения в спорах, иногда и в ссорах со сверстниками болезненно сказываются на таких детях.

2. Уделяя внимание единственному ребенку, нужно следить, чтобы у него не укоренились эгоистические наклонности. Эгоизм рождает требовательность, претензии к окружающим. Некоторые родители, ослепленные любовью к своему единственному ребенку, иногда не замечают или не считают нужным замечать непозволительность его поступков. У других же это вызывает протест, недоброжелательность. Дети не любят тех, кто стремится выделиться. И ребенок, не приученный к справедливой оценке своих поступков, большинство из которых оценивалось взрослыми положительно (даже если они и не были таковыми), попадая в новый коллектив, долгое время не может найти в нем свое место, фактически и в коллективе остается одиноким.

3. В семьях, где растет единственный ребенок, целесообразно поощрять и даже самим организовывать его общение со сверстниками: приглашать их в гости, несколькими семьями ходить в театр, на экскурсии и т. д. Встреч с детьми только в классе для удовлетворения потребности ребенка в общении недостаточно. Дома, в семье, в кругу близких людей в нем раскрываются новые черты и качества. Здесь он хозяин, принимающий гостей. Законы гостеприимства заставляют быть более уступчивым, доброжелательным, заботливым.

О воспитании в семье единственного ребенка учитель говорит в индивидуальной беседе. Можно организовать консультацию для отдельной группы родителей. В этом случае родители смогут обменяться мнением, посоветоваться друг с другом, перенять чей-то опыт.

В работе учителя могут встретиться случаи, когда родители, принадлежащие к религиозной секте, противодействуют школе в воспитании ребенка в духе коммунистической морали, запрещают ему участвовать в работе общественных организаций. Такие дети обычно необщительны, сторонятся коллектива класса. Вера в неотвратимость судьбы, неминуемую расплату за какие-то «грехи» подавляют их волю, уверенность в своих силах, сковывает развитие творческих способностей. А самое главное, на психику ребенка давит двойственное и противоположное влияние семьи и школы. С такими семьями педагогическими коллективами школ ведется серьезная разносторонняя работа.

Атеистическая пропаганда ведется в школе различными путями. Прежде всего это личный контакт с родителями: в деликатной форме, избегая назойливых вопросов, поучений, учитель старается завоевать их доверие, расположить к откровенности, объяснить вред для здоровья ребенка противоположных влияний школы и семьи. Это сложная, требующая большого терпения работа.

Антирелигиозная работа с коллективом родителей может быть разнообразной. Это доклады на собраниях родителей, тематические выставки, просмотры кинофильмов на антирелигиозные темы и др. Результативны беседы, знакомство с опытом семей, порвавших с религией. Полезно рассказать родителям о происхождении некоторых религиозных праздников и верований.

Встречаются трудности в воспитании ребенка, где конфликты между отцом и матерью переходят границы внутрисемейных разногласий. Задача, которую должна решить школа в работе с неблагополучными семьями, – попытаться всеми средствами обеспечить охрану интересов ребенка. А это значит так повлиять на родителей, чтобы они осознали ответственность за растущего человека, почувствовали бы свою вину, пагубность своего образа жизни и, главное, чтобы они захотели перестроить жизнь, изменить семейный уклад, характер взаимоотношений. Это очень сложная, кропотливая работа, не всегда приносящая результат сразу. Здесь нужно использовать все возможные формы и методы работы: убеждение, разъяснение, пример других родителей, усиленный контроль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Классификации методов психолого-педагогических исследования
Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: · организационные; · эмпирические; · по способу обработки данных; · интерпретационные. К организационны ...

О математических способностях
Выявление и развитие способностей учащихся является одним из основных назначений школы. Способности могут проявляться в самых разнообразных направлениях — к какому-нибудь виду мастерства, к литературе, к постановке физических опытов, к спорту и пр. Выявление и развитие математических способностей т ...

Сущность нарушения при детском церебральном параличе
ДЦП — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. При ДЦП резко нарушено взаимодействие между двигательными и сенсорными системами, между звеньями само ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru