Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.
Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромную власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики естественностью народного воспитания.
С природой как с решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви.
Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве высшая гармония жизни на земле. Многолетние наблюдения народа различных природных явлений отражались даже в пословицах: Де верба, там і вода.
Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: у русских - дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде, у украинцев - широкий Днепр, калина красная, барвинок, василек.
В большинстве своем люди всегда чувствовали и понимали природу, бережно относились к ней, обожествляя ее силы, восхищаясь ее творениями и явлениями. Это относится как к многочисленным этносам, так и "малым" народам.
В украинских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства, взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали издавна. Это связано с тем, что Украина была в основном аграрной страной и большая часть ее населения постоянно находилась в прямом контакте с природой.
Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает как связующее звено. Этим объясняется и особенное положение педагогической культуры в целом и материальной и духовной жизни народа. Педагогическая культура, глубоко проникающая как в материальную, как и духовную культуру общества, служит мостом между ними.
Первичными элементами народной педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства ("ремесла"). Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколения народную мудрость. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать педагогические знания явилось препятствием в программе педагогической культуры народа.
Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити связывают человека со всем человечеством, тем выше он как член человеческого общества.
Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традициями и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое воспитание может, быть спасительным для человечества.
Смысл воспитания - укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге - осознание принадлежности к своим корням.
Другое по теме:
Общая характеристика и методика проведения кружковых занятий по математики
Математический кружок – это одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружков работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь ввиду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъ ...
Проблема разработки МПС в психолого–педагогической
литературе
Истоки идеи МПС можно найти в трудах Яна Амоса Каменского, который считал изолированное изучение взаимосвязанных явлений главной причиной непрочных знаний учащихся. В « Великой дидактике» он писал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.» И. Песталоцци, И. Герб ...
Метафизические и психологические основы образования
Образование Платон тесно связывал со своими метафизическими взглядами. В основном, его учение касалось мира идей. Платон полагал, что индивидуальное человеческое сознание принимает активное участие в мироздании. Также философ полагал, что сознание человека состоит из трех частей, как и весь мир: лу ...