Полученная сумма сравнивалась с табличным значением и с учетом числа степеней свободы k, определяемого как уменьшенное на единицу количество сопоставляемых разрядов f i .
В результате обработки данных мы получили ∑=14,35, следовательно х2=14,35. Так как табличное значение χ 2 (при P = 0.05 и числе степеней свободы 2) = 5.99 не превышает вычисленное, то существуют различия между частотами в двух группах испытуемых. Что и следовало доказать.
«Установление обыденных предметно-пространственных отношений» (С.Д. Забрамной) Цель методики: выявление возможностей использовать житейские представления и знания в осмысливании расположения предметов в пространстве по отношению друг к другу.
Детям предлагались картинки следующего содержания:
1) карандаш на столе, - под столом, - около стола;
2) мальчик на дереве,- под деревом, - за деревом, - около дерева;
3) картинки с изображением одного предмета в центре и четырех предметов, расположенных по отношению к центру справа и слева, вверху и внизу.
Давалась следующая инструкция: «Скажи, где «здесь» лежит карандаш где сидит (стоит) мальчик … ». «Посмотри, вот здесь нарисована звезда и самолет». Звезда в центре. Скажи, где, по отношению к звезде, нарисован самолет. При необходимости оказывается подсказывающая помощь». «Справа или слева? Вверху или внизу?»
Что находится в центре рисунка? (Самолет)
Что находится в правом верхнем углу? (Облако)
Что находится слева от самолета? (Дом, солнце)
Где находится дом по отношению к самолету? (Внизу слева)
Где находится облако по отношению к самолету, дереву, солнцу? (Наверху справа, над деревом, справа)
Что находится в правом нижнем углу? (Дерево)
Критерии для оценки: точность словесного определения пространственного положения одного предмета по отношению к другому.
Ответы детей оценивались следующим образом: + -выполнил все задания правильно (1 балл), – - не справился с заданием (0 баллов) , ± - справился с заданием частично (0,5 баллов). В результате все данные по методике отражены в таблице 2.3
Таблица 2.3 Результаты обследования дошкольников двух групп по методике «Установление обыденных предметно-пространственных отношений»
Уровень развития пространственной ориентировки |
Категория испытуемых | |||
Дети с нормально развитой речью |
Дети с ТНР | |||
Кол.чел |
% |
Кол.чел |
% | |
3 балла — высокий. |
10 |
50 |
3 |
15 |
2 балла — средний. |
8 |
40 |
10 |
50 |
0-1 балла — низкий. |
2 |
10 |
7 |
35 |
Другое по теме:
Основные линии математического образования на современном этапе
Современные подходы к организации системы школьного образования, в том числе и математического образования, определяются, прежде всего, отказом от единообразной, унитарной средней школы. Направляющими векторами этого подхода являются гуманизация и гуманитаризация школьного образования. Гуманитариза ...
Воспитание школьников на уроках математики посредством
сообщения им сведений из истории науки
Среди целей преподавания математики в школе можно выделить одну - формирование у учащихся представлений о математике как части общечеловеческой культуры. Учителя математики часто считают ее не главной и не уделяют должного внимания соответствующей работе на уроке. Практика работы с историей математ ...
Развитие личности и положительных качеств ребенка дошкольного
возраста
Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, В.И. Логиновой, Д.Б. Эльконина. Ученые утверждают, что в дошкольном возрасте про ...