На основании анализа таблицы 2.5. можно сделать следующие выводы:
среди дошкольников с нормально развитой речью очень высокий уровень развития пространственной ориентировки наблюдается у 10 %, что составляет 2-х детей. Эти ребята в процессе обследования набрали 10 баллов. Дети назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек. Среди детей с ТНР нет тех, кто набрал 10 баллов.
среди дошкольников с нормально развитой речью высокий уровень развития пространственной ориентировки наблюдается у 35%, что составляет 7 детей. Эти ребята в процессе обследования набрали 8-9 баллов. Они назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек. Среди детей с нарушением речи нет тех, кто имеет высокий уровень пространственной ориентировки.
средний уровень развития пространственной ориентировки отмечается у 45% (что составляет 9 детей) дошкольников с нормальной речью и у 30 % детей с нарушением речи. Они набрали 4 -7 баллов. Для этих дошкольников характерно следующее: они нашли и назвали все предметы за время от 31 до 50 сек.
низкий уровень развития данного типа мышления отмечается у 10% детей с нормальной речью и у 55% детей с нарушением речи. Дети справились с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
очень низкий уровень пространственной ориентировки отмечается у 15% детей с ТНР. Эти дошкольники за время, большее чем 60 сек, не смогли решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Качественный анализ действий дошкольников показывает, что для детей с нормальным речевым развитием это задание не было сложным. Они выполняли его быстро, укладывались в отведенное время, воспринимали все, как игру. Детям с нарушением речи неоднократно требовалось повторять инструкцию, объяснять суть задания. Из-за этого они не укладывались во время. Так же требовалось время и на то, чтобы ребенок мог определить и объяснить, что на картинке нарисовано.
Таким образом, у детей с нарушением речи, как правило, имеют средний или низкий уровень развития пространственной ориентировки, в то время как у их сверстников с нормальным речевым развитием преобладает высокий или средний уровень развития пространственной ориентировки.
Для выявления различий был использован метод статистической обработки данных хи-квадрат Пирсона. В таблице 2.6. отражены данные статистической обработки.
Таблица 2.6. – Математическая обработка данных
f i’(ТНР) |
f i’’ (норма) |
|
|
| |
Высокий уровень |
3 |
10 |
-7 |
49 |
4,9 |
Средний уровень |
10 |
8 |
2 |
4 |
0,5 |
Низкий уровень |
7 |
2 |
5 |
25 |
12,5 |
Суммы |
20 |
20 |
0 |
∑=17,9 χ2 =17,9 |
Другое по теме:
Монологическая речь
Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Одной из задач, которую выдвигает программа средней школы по иностранному языку, является обучение монологической речи. Целью обучения является фо ...
Классификация
наглядных средств обучения
Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации. В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы ...
Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом
Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60 – Х годах М.В. Ипполитовой и Л.А. Даниловой. Авторами были представлены рекомендации по развитию зрительного, тактильного, слухового восприятия в игровой деятельности, по формированию време ...