Таким образом, если раньше в более раннем возрасте в силу объективных причин сфера действия нравственной ответственности ограничивалась выбором поступка, то теперь в юношеском возрасте человек становится способным, а следовательно, и обязанным взять на себя ответственность и за выбор моральных ориентаций.
Нравственное развитие продолжается практически всю жизнь, но именно с юношеского возраста нравственное развитие личности уже может происходить на устойчивой почве моральных убеждений.
На основании проведённого нами теоретического анализа психолого-педагогической литературы нужно отметить, что на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности полоролевые различия детей.
В ходе исследования было установлено, что каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности. В подростковом возрасте наблюдается смещение и заострение внимания на отрицательных поступках личности. У девочек эти особенности выражены больше, чем у мальчиков. С возрастом наблюдается увеличение в разбросе систем ценностей.
Также подтверждается существование нескольких сензитивных периодов в развитии отдельных личностных качеств. Но все же своеобразная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает свой отпечаток на формирование личности.
В ходе исследования была достигнута цель, так как были изучены возрастные особенности нравственного сознания и нравственного поведения школьников.
Задачи, поставленные в начале исследования, реализованы в полном объёме.
Выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение в ходе исследования, так как знание особенностей формирования нравственного сознания на различных возрастных этапах будет способствовать успешному нравственному развитию.
Данная выпускная квалификационная работа и выводы, сделанные в результате исследования, окажут несомненную помощь учителям, школьным психологам, воспитателям, родителям и другим специалистам общеобразовательных школ.
Другое по теме:
Роль классической
музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном учреждении дети должны не только обучаться практическим музыкальным умениям, в том числе и слушанию музыки, но и получать необходимые знания о музыке, интересные сведения о жизни и творчестве выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а также наиболее ярких особенностях музыкальных ...
Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н.
э
Как говорилось выше, в древней Греции до 7 лет существовало домашнее воспитание под руководством главы семейства. Затем детям свободных афинян предстояло пройти несколько школьных этапов. Следует отметить, что образование в Древней Греции получали только мальчики. Девочки же воспитывались до замуже ...
Мотивационная готовность к обучению в школе
Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты»: а) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к фо ...